Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

«Когда говорят о свадьбе, то даже и высохший череп туда катится» (к вопросу о значении бараньей головы в свадебных обрядах калмыков)

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2018-13-22-37

Аннотация

Предметом исследования в статье является семантика головы барана в свадебной обрядности калмыков. В традиционном свадебном комплексе посредством головы барана совершается подношение различным покровителям, предкам и солнцу, дарующим достаток и хорошую жизнь. Обрядовые действия с выбрасыванием бараньей головы через дымоход у тюрко-монгольских народов были направлены на испрашивание благополучной жизни для молодоженов в будущем, чадородия, освящение очага жилища. В культурных традициях считалось, что баран имеет «солнечную» природу, обладает ее очищающей, защитной и плодоносящей силой. 
В исследовании применяются сравнительно-сопоставительный, проблемный методы. Кроме того, применяется семиотический подход при рассмотрении отдельных элементов обрядов и их интерпретации. Сделаны выводы, что обозначение солярного символа маслом на лбу невесты у калмыков в настоящее время коррелируется с представлением о «солнечной природе» барана, его жертвенном предназначении в обрядах подношения, перерождения и испрашивания покровительства, обрядовой «замене» человека. Подношение бараньей головы с надрезами представителям старшего поколения было связано с культом предков и с понятием «открытия» сакральных каналов для достижения наилучшего контакта через ритуальные действия.

Об авторе

Т.  И. Шараева
Калмыцкий научный центр РАН (358000 Россия, Элиста, ул. им. И. К. Илишкина, 8)
Россия

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, отдел истории, этнологии и археологии



Список литературы

1. Бутанаев, Монгуш 2005 — Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: изд-во Хакасск. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005. 200 с.; ил.

2. Буряты 1980 — Буряты // Семейная обрядность народов Сибири: опыт сравнительного изучения. М.: Наука, 1980. С. 6–15.

3. Галданова 1992 — Галданова Г. Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюрко-монгольских народов // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 71–89.

4. Душан 2016 — Душан У. Д. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 376 с.

5. Житецкий 1893 — Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.; Репринтное изд. Элиста: Калм. гос. галерея, 1991. 73 с.

6. Жуковская 1987 — Жуковская Н. Л. Число в монгольской культуре // Археология, этнография, антропология монголов. Новосибирск: Наука, 1987. С. 241–258.

7. Жуковская 2002 — Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Вост. лит, 2002. 247 с.

8. Лхагвасурэн 2009 — Лхагвасурэн И. Свадебные обряды алтайских урянхайцев // Этнографическое обозрение. 2009. № 1. С. 164–178.

9. Лхагвасурэн 2013 — Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографические очерки (конец XIX – начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 178 с.

10. Очир, Галданова 1992 — Очир А., Галданова Г. Р. Свадебная обрядность баятов МНР // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 24–56.

11. Очирова 1986 — Очирова Г. Н. Свадебная обрядность сартулов Монголии и Бурятии // Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. С. 159–176.

12. Рона-Таш 1964 — Рона-Таш А. Материалы к изучению монгольских свадебных обрядов // Краткие сообщения института народов Азии. Вып. 83. М.: Наука, 1964. С. 165–171.

13. Тодаева 1974 — Тодаева Б. Х. Свадьба у элютов // Исследования по восточной филологии: сб. науч. ст. М.: Наука, 1974. С. 250–255.

14. Тугутов 1958 — Тугутов И. Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ: БКНИИ, 1958. 215 с.

15. Хабунова 1998 — Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 224 с.

16. Шараева 2011 — Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла у калмыков (XIX – начало XXI в.). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2011. 223 с.

17. Шараева 2008 — Шараева Т. И. Субпродукты в мясном рационе у калмыков: традиции охотников и скотоводов // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Вып. 2. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. С. 164–171.

18. Шатинова 1981 — Шатинова Н. И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алтайск. отд. Алтайск. кн. изд-ва, 1981. 184 с.

19. Эрдниев 1962 — Эрдниев У. Э. Пища и напитки калмыков // Записки КНИИЯЛИ. Вып. 2. Элиста: КНИИЯЛИ, 1962. С. 215–244.


Рецензия

Для цитирования:


Шараева Т.И. «Когда говорят о свадьбе, то даже и высохший череп туда катится» (к вопросу о значении бараньей головы в свадебных обрядах калмыков). Монголоведение. 2018;10(2):22-37. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2018-13-22-37

For citation:


Sharaeva T. ‘When It Comes to a Wedding, They Say Even a Dry Skull Would Roll in That Direction’ (the role of a sheep’s head in Kalmyk wedding rites revisited). Mongolian Studies. 2018;10(2):22-37. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2018-13-22-37

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)