Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Журнал  «Монголоведение» — востоковедное издание историко-филологического направления. На страницах журнала освещаются вопросы истории, языка, фольклора и литературы монголоязычных народов, которые в основном проживают в Монголии, Китае и России. Публикуются материалы российских и зарубежных монголоведов: статьи, сообщения, комментированные переводы письменных памятников, устные нарративы с комментариями, рецензии, обзоры. Тематика журнала «Монголоведение»  история, этнология и антропология, источниковедение, языкознание, фольклористика, литературоведение.
Главная цель издания журнала — способствовать развитию академического монголоведения, имеющего более чем двухсотлетнюю историю, располагающего огромной источниковой базой и являющегося одним из важных и традиционных направлений востоковедения, а также развивать традиции, заложенные в российской монголоведной научной школе, и применять новые методы и приемы в исследовании актуальных проблем и вопросов монголоведения.
Журнал публикует статьи на русском, монгольском, калмыцком и английском языках.
Выходит 4 раза в год.
Зарегистрирован в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), включен в перечень рецензируемых изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Журнал основан в 2002 г. ФГБУН «Калмыцкий научный центр Российской академии наук» (ранее — Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН).

Варианты названий: "Монгол судлал", "Mongolian Studies".

Текущий выпуск

Том 9, № 2 (2017)
Скачать выпуск PDF

АРХЕОЛОГИЯ 

5-19 55
Аннотация

Статья посвящена анализу погребений ямной и катакомбной культур с орудиями труда и оружием из камня и металла в составе погребального инвентаря из курганных групп Восточный Маныч. Проведенное исследование выявило различные аспекты, связанные с культурно-хронологическими и половозрастными особенностями погребенных. Социальный статус погребенных также находит отражение в качественном составе каменных и бронзовых орудий труда и оружия. Наиболее ярко на материале изученных памятников проявилась профессиональная специализация ремесленников и мастеров. 

ЭТНОЛОГИЯ 

20-35 53
Аннотация

В статье рассмотрены взаимоотношения «человек – животное» у современных алтайцев. Этническая культура алтайцев, скотоводов горной части Южной Сибири, сегодня стремительно трансформируется. Вместе с тем, в ней продолжают бытовать представления, верования и практики, сохранившиеся издревле. Взаимоотношения «человек – животное» представляют собой все еще малоизученный комплекс этнической культуры алтайцев. Опираясь на труды классиков этнологии, собственные полевые материалы, труды этнографов, посвященные скотоводческим практикам народов, в традиционной экономике которых скотоводство являлось ведущей или одной из главных отраслей, автор предпринимает попытку рассмотреть взаимоотношения «человек – животное» у современных алтайцев.  

36-69 45
Аннотация

В статье автор анализирует вопросы символики традиционного женского украшения — накосных чехлов и подвесок к ним токуг, которые были характерны для культуры западных монголов (ойратов) и калмыков, а также ряда тюрко-монгольских народов. 

70-80 33
Аннотация

В статье рассматривается сувенирная продукция как одна из сфер этнического предпринимательства у калмыков. Развитие сувенирной продукции стало следствием развития народных ремесел, большинство изделий которых являются реконструкцией традиционных. Большая часть продукции мастеров рассчитана на местное население, для восполнения потребностей в изделиях собственного производства и отражающих этническую специфику, которую можно использовать в повседневном быту. Сувенирная продукция, изготовленная мастерами, имеет ярко выраженные этнические характеристики, и востребована туристами.

81-90 38
Аннотация

Статья посвящена вопросам взаимоотношений калмыцкого буддийского духовенства с административными органами Российской империи в первой половине XIX в. Политика российского правительства по религиозным вопросам среди калмыков была двойственной и неполноценной, когда, с одной стороны, предполагалось, что буддизм калмыков будет подчиняться местным органам власти и выполнять идеологические заказы российской власти, а с другой — велась работа по распространению православия среди калмыков как главной государственной религии. Вмешательство государства в духовные дела калмыков вкупе с недостаточной компетентностью чиновников привело к тому, что взаимоотношения между буддийским духовенством и чиновниками на длительный период приобрели сугубо негативный оттенок. 

91-101 39
Аннотация

В данной статье описывается поклонение дереву, культ которого возник еще до появления основных мировых религий. Одинокий тополь в пространстве современной культуры калмыцкого народа является сакральным объектом, поклонение которому может наделить благодатью, потомством и здоровьем. При этом обряды, которые проводятся у дерева-старожила, имеют древние корни и переплелись с буддийской традицией. 

ФОЛЬКЛОРИСТИКА 

102-112 46
Аннотация

В статье рассматривается заимствованная лексика в калмыцком языке на материале отдельных сюжетов волшебных сказок. Выявлено, что тексты сказок, записанные в XIX в., отражают заимствованную лексику из санскритского, тибетского, китайского языков, а также из языков тюркской группы. В более поздних записях сказок встречены единичные прямые заимствования из русского языка, отражающие лексику бытового характера. Анализ показал, что тексты сказок, зафиксированные в XX в., в значительной мере утратили устаревшую лексику общемонгольского происхождения и в наименьшей степени содержат заимствования из тюркских языков.

113-119 45
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемы изучения образа героя калмыцкой богатырской сказки. В калмыцкой богатырской сказке герой-младенец рождается с явными признаками чудесного героя. Чудеснорожденный герой является хранителем очага, защитником рода-племени, приумножающим свое наследство путем получения приданого, уничтожения врагов-мангусов, претендентов на руку суженой богатыря. Наречение именем героя является значимым событием в эпической биографии, так как определяет его будущий героический путь.

120-131 39
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению содержательных аспектов сюжетов сказаний, имеющих статус «переходных текстов», относимых к калмыцким сказкам богатырского типа и имеющих генетическую связь с эпосами «Джангар» и «Гесер». Автор приходит к выводу, что живая фольклорная традиция порождала переходные тексты ― исходные от эпических богатырские сказочные тексты и эпические сказания, генетически восходящие к богатырской сказке. К жанру «позднейшей богатырской сказки» относятся произведения, представляющие трансформацию формы эпических сказаний, утративших прежнюю поэтическую форму, эпический стиль изложения, претерпевших изменения на содержательном и сюжетно-мотивном уровнях. Жанровые границы для таких текстов являются условными, поскольку сказки могут возникать как вторичная после эпоса форма с признаками сказочного переосмысления.

132-144 42
Аннотация

Автор статьи обращается к проблеме датировки поздних ойратских текстов (списков, копий), составленных калмыцкими буддийскими священнослужителями. В вопросах датировки исследователи обращаются в первую очередь к данным послесловий (колофонов) текстов. 
В статье показывается, что для датирования поздних текстов можно прибегнуть к различным косвенным данным, которые имеют отношению к собственно тексту (пометы, маргинальные записи, указание о времени рецитации, списки членов семьи или рода и т. п.), а также к хранению того или иного списка (копии) в архивных фондах — время поступления, имя составителя описания, описи и т. п. 
Время создания Зая-пандитой и его ближайшими учениками и последователями переводов известных буддийских сочинений в определенной степени поддается определению, установлению хронологических рамок. Поздние тексты, учитывая обстоятельства их создания, условия их хранения, отсутствие каких-то дат, весьма сложно датировать. Кроме внешних данных, одним из путей датировки текстов может быть анализ их языковых особенностей (лексических, графических, орфографических и др.).

145-151 35
Аннотация

«История Унекер Торликту хана» — популярное произведение калмыцкой старописьменной литературы, получившее широкое распространение и в устной форме. В данной работе на основе устных вариантов этого текста выявляется влияние письменной традиции на изображении образа демонического персонажа.

ЛИНГВИСТИКА 

152-164 36
Аннотация

В Калмыцком научном центре РАН продолжается работа по созданию «Толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса „Джангар“». В данном исследовании рассматриваются заголовочные слова бал I ‘мед’, бал II ‘темный’, тамб ‘блестящий’, маңхн ‘отдающий белизной’, встречающиеся в «Джангаре». В работе мы апробируем словарные статьи на указанные лексемы, их толкования.

165-176 41
Аннотация

В статье дан анализ соматической лексики, включенной в словник «Толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса „Джангар“», а также подробно рассмотрены случаи употребления лексических единиц с соматизмами толһа ‘голова’, чирә ‘лицо’ и апробированы словарные статьи с указанными заголовочными словами.

177-186 37
Аннотация

В статье рассматриваются буддийские термины kilinče и nisvanis на материале монгольского и ойратского переводов сочинения «Царь благих пожеланий», одного из популярных буддийских текстов девоционального жанра. Автор описывает историю возникновения и формирования данных терминов в монгольском классическом и ойратском литературном языках.

СОЦИОЛОГИЯ 

187-195 40
Аннотация

В статье рассматриваются общие вопросы демографического старения населения, особенности применительно к России, статистические аспекты процесса старения населения в российских регионах, включая Республику Калмыкия. Подчеркивается, что в настоящее время важнейшим фактором, оказывающим влияние на демографическую ситуацию, является миграция.

196-205 33
Аннотация

В статье на материале полевого исследования автор анализирует сельскую многоукладность (коллективные сельхозпредприятия, хозяйства населения, крестьянские фермерские хозяйства), социальные проблемы сельских поселений (отсутствие воды, безработица, низкие доходы).

206-215 33
Аннотация

В статье рассмотрены результаты социологического исследования по проблеме религиозной идентичности населения Республики Калмыкия, проведенного автором в 2017 г. В данной работе основными аспектами анализа являются определение религиозной идентичности и наличие религиозных атрибутов. Исследование позволило выявить влияние возраста на предопределение религиозной идентичности опрошенных, а также его взаимосвязь с использованием религиозных атрибутов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.