Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Религиозный фактор и этническая идентичность калмыков после 1771 года

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-3-531-542

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена религиозному состоянию и идентичности калмыков после ухода их части в 1771 г. в Джунгарию. Это событие и его последствия получили широкое освещение и оценку в современной калмыцкой историографии. Грандиозный исход не дал ожидаемых результатов: мечты о возрождении ханства оказались иллюзией, а народ оказался расколотым: одна часть оказалась на территории Китая, а другая — в России. Цель статьи — рассмотреть изменения в конфессиональной ситуации у калмыков после 1771 г. в свете вопроса этнической идентичности. Материалы. Проанализированы основные законодательные изменения в отношении буддийской церкви, освещены факторы сохранения идентичности. После исхода калмыков российские власти особенно внимательно стали наблюдать за положением буддийской церкви, ее численностью, а также за количеством калмыцких духовных лиц, их влиянием на жизнь как всего калмыцкого общества, так и каждого калмыка. Результаты. Показано, что власти понимали и учитывали, что религия — это реальная социокультурная составляющая идентичности.

Об авторе

Кеемя Владимировна Орлова
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник


Список литературы

1. ПСЗРИ 1830 ― Высочайше утвержденные Правила для управления калмыцкого народа // ПСЗРИ, собрание 1: с 1648 г. по 12.12.1825 г. Т. 40, отд. 2. № 30290, марта 10, 1825 г. СПб.: Тип. II отделения собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. С. 155–161.

2. ПСЗРИ 1835 ― Высочайше утвержденное Положение об управлении калмыцким народом // ПСЗРИ. собрание 2. 1830–1855. Т. 10. Отд. 2. № 7560. Прибавление к Т. 9, ноября 24, 1835 г. СПб.: Тип. II отделения собств. Е. И. В. канцелярии, 1835. С. 18–40.

3. ПСЗРИ 1847 ― Высочайше утвержденное Положение об управлении калмыцким народом // ПСЗРИ, собрание 2. 1830–1855. Т. 22. № 21144. Отд. 2, апреля 23, 1847. СПб.: Тип. II отделения собств. Е. И. В. канцелярии,1847. С. 349–372.

4. НА РК ― Национальный архив Республики Калмыкия.

5. АЕВ 1897— Астраханские епархиальные ведомости. 1897. № 7–8. С. 282–283.

6. Бакаева 2003 — Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 358 с.

7. Батмаев 1993 — Батмаев М. М. Калмыки в XVII–XVIII веках. События, люди, быт. В 2-х книгах. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 381 с.

8. Бобровников 1865 — Бобровников А. А. Очерк религиозного состояния калмыков // Православный собеседник. 1865. Т. 17, № 8. С. 401–510.

9. Дорджиева 1995 — Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII – начало XX в.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 126 с.

10. Дорджиева 2002 — Дорджиева Е. В. Исход калмыков в Китай в 1771 г. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 210 с.

11. Дорджиева 2012 — Дорджиева Г. Ш. Буддизм Калмыкии в вероисповедной политике Российского государства (середина ХVII – начало ХХ в.). Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. 203 с.

12. Историческое обозрение 1888 ― Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ. 1837–1887. Ч. II. Попечительство. Поземельное устройство. СПб.: Министерство гос. имуществ, 1888. 26 с.

13. История Калмыкии 2009 ― История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Т. I. Элиста: Герел, 2009. 848 с.

14. КЕВ 1881 — Кавказские епархиальные ведомости. 1881. № 1. С. 16–25.

15. Калмыки 2010 — Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2010. 568 с.

16. Колесник 2003 — Колесник В. И. Последнее великое кочевье калмыков. Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках. М.: Вост. лит., 2003. 285 с.

17. Кутепов 1891 ― Кутепов Н. О языческих капищах, или хурулах донских калмыков // Донские епархиальные ведомости. 1891. № 3. С. 111–113.

18. Оглаев 2005 — Оглаев Ю. О. Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1920–1943). Элиста: Изд-во КалмГУ, 2005. 179 с.

19. Санчиров 1990 — Санчиров В. П. «Илэтхэл шастир» как источник по истории ойратов. М.: Наука; ГРВЛ, 1990. 137 с.

20. Страхов 1810 — Страхов Н. И. Нынешнее состояние калмыцкого народа, с присовокуплением калмыцких законов и судопроизводства, десяти правил их веры, молитвы, нравоучительной повести, сказки, пословиц, песни Савардин. Соч. и издал Н. Страхов. СПб.: Тип. Шнора, 1810. 97 с.


Для цитирования:


Орлова К.В. Религиозный фактор и этническая идентичность калмыков после 1771 года. Монголоведение. 2019;11(3):531-542. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-3-531-542

For citation:


Orlova K.V. Kalmyks after the Year 1771: the Religious Factor and Ethnic Identity. Mongolian Studies. 2019;11(3):531-542. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-3-531-542

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)