Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Представления о зарождении жизни и ее качестве в мировоззрении монгольских народов

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-3-465-478

Полный текст:

Аннотация

Цель ― изучение проблемы восприятия и понимания процессов зарождения жизни, истоков ее возникновения в традиционном мировоззрении тюрко-монгольских кочевников Внутренней Азии. Методы. Исследование опирается на сравнительно-исторический, сравнительно-типологический методы исследования, метод интерпретации культурных феноменов. Воспроизводство рода ― основная задача социума, и все действия, направленные на ее реализацию, уже заложены в свадебной обрядности, в ежегодных общественных молениях. Испрашивание же души ребенка как частный обряд проводился только в том случае, если задача продолжения рода не выполнялась. В этой связи выявление потенциальных источников витальности, способных передать ее людям, представляется актуальным. Не менее важно и то, каким образом влияют те или иные «источники жизни» на качество жизни своего «подопечного». Результаты. Подателями души будущего ребенка выступали многочисленные божества, почитаемые объекты окружающей природы, покровители животных, птиц и даже пресмыкающихся. Выводы. В зависимости от того, кто даровал душу будущему ребенку, зависела продолжительность жизни человека и ее качество.

Об авторах

Марина Михайловна Содномпилова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник



Элеонора Аллековна Неманова
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Россия

кандидат исторических наук, доцент



Список литературы

1. ПМА 2004 ― Полевые материалы автора: Информант Басхаев Г. В. 1931 г. р., буровский род, с. Байтог Иркутской области. 2004 г.

2. Алексеев 1980 ― Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 315 с.

3. Бакаева 1998 ― Бакаева Э. П. Белый старец: особенности мифологических характеристик у калмыков // Теегин герл. 1998. № 6. С. 82–85.

4. Басаева 1980 ― Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. Вторая половина XIX – начало XX века. Новосибирск: Наука, 1980. 223 с.

5. Батмаев 2008 ― Батмаев М. М. Семья и брак в традициях калмыков. Элис­та: Герел, 2008. 254 с.

6. Батоева и др. 2002 ― Батоева Д. Б., Галданова Г. Р., Николаева Д. А., Скрынникова Т. Д. Обряды в традиционной культуре бурят. М.: Восточная литература, 2002. 222 с.

7. Бутанаев 1998 ― Бутанаев В. Я. Этническая культура хакасов. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 1998. 352 с.

8. Галданова 1983 ― Галданова Г. Р. Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы / Герасимова К. М., Дашиев Д. Б., Митупов Г. Ц. Новосибирск: Наука, 1983. 233 с.

9. Галданова 1987 ― Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987.115 с.

10. Галданова 1992 ― Галданова Г. Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки (Вторая половина XIX – первая половина XX в.). Новосибирск: Наука, 1992. 172 с.

11. Герасимова 1986 ― Герасимова К. М. О структуре традиционной духовной культуры по материалам тибетских медицинских источников.// Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. С. 30–68.

12. Гомбожапов 2006 ― Гомбожапов А. Г. Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX–XX в. Новосибирск: Наука. 2006. 184 с.

13. Жамцарано 2001 ― Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903–1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 380 с.

14. Линховоин 1972 ― Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1972. 100 с.

15. Манжигеев 1960 ― Манжигеев И. М. Янгутский бурятский род (опыт историко-этнографического исследования). Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1960. 230 с.

16. Неманова 2019 ― Неманова Э. А. Обрядовый текст и контекст культа Белого старца в культуре монголоязычных народов // Oriental Studies. 2019. Вып. 2. С. 245–254.

17. Романова 1997 ― Романова Е. Н. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов). М: Координационно-методический центр ИЭиА РАН. 1997. 200 с.

18. Слепцов 1989 ― Слепцов П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX – начало XX в.). Якутск: Якутское кн. изд-во, 1989. 158 с.

19. Хангалов 1959 ― Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. II. Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1959. 443 с.

20. Хандагурова 2008 ― Хандагурова М. В. Обрядность кудинских и верхоленских бурят во второй половине ХХ в. (бассейнов верхнего и среднего течения рек: Куда, Мурино и Каменка). Иркутск: Амтера, 2008. 267 с.

21. Шараева 2011― Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков XIX – начала XXI в. Элиста: ЗАОр НПП «Джангар», 2011. 218 с.

22. Якутские мифы 2004 ― Якутские мифы / сост. Н.А. Алексеев. Новосибирск, 2004. 451 с.


Для цитирования:


Содномпилова М.М., Неманова Э.А. Представления о зарождении жизни и ее качестве в мировоззрении монгольских народов. Монголоведение. 2019;11(3):465-478. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-3-465-478

For citation:


Sodnompilova M.M., Nemanova E.A. Worldview of Mongolic Peoples: Representations of the Beginnings of Human Life and Its Prospective Quality. Mongolian Studies. 2019;11(3):465-478. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-3-465-478

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)