Preview

Монголоведение

Расширенный поиск
Том 4, № 1 (2007)
Скачать выпуск PDF

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

5-16 45
Аннотация

В 2005 году в Монголии и Калмыкии широко отметили 100-летие со дня рождения выдающегося монгольского ученого, талантливого писателя и педагога, академика Бямбын Ринчена. В Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН состоялась научная сессия, посвященная этой дате. Редкому ученому выпадает честь стать символом учености и национального достоинства для своего народа, а именно таковым был и остается Бямбын Ринчен. 

17-23 41
Аннотация
Биография «Зая-пандиты» является важным историческим источником и для казахской истории. События, о которых рассказывает источник, разворачивались на огромных степных просторах Евразии, занятых ныне казахским народом, и напрямую касаются его политической и этнической истории в указанных хронологических границах...
24-26 48
Аннотация
О характере и происхождении неизвестной рукописи, основанное на предварительном текстологическом анализе небольшого ее фрагмента, а точнее - ксерокопии трех листов. Их изучение позволило сделать вполне определенный вывод о том, что рукопись выполнена на старомонгольской письменности, причем в весьма своеобразной манере...
27-39 52
Аннотация
В длительном процессе распада общемонгольской языковой общности и формирования современных м монгольских языков на промежуточных стадиях образовывались языковые ареалы, в рамках которых и происходило формирование современных монгольских языков. Первоначально - восточного и западного ареалов...
40-57 47
Аннотация

В работе рассмотрены системы терминов родства калмыков на фоне систем терминов родства других монгольских народов. Целью было не только дать наиболее полное и в научном отношении непротиворечивое описание калмыцкой системы терминов родства, но и показать ее сходства, а в основном отличия от систем терминов родства монголов и бурят... 

 

 

58-61 43
Аннотация
Принято считать, что в монгольских языках, в том числе в калмыцком литературном и его говорах, отсутствует категория грамматического рода...
62-77 48
Аннотация

В языкознании стало общепринятым квалифицировать склонение как парадигму выражения отношения имени к другим именным или глагольным словам в предложении. Имя - это непосредственное название предмета или явления, не вступающее в какое-либо зависимое отношение с другим словом, поэтому оно по своей форме нейтрально и статично, падеж же есть сдвиг в форме имени, фиксирующий его отношение к другому слову в предложении...

78-83 44
Аннотация
Соответствия в лексике тунгусо-маньчжурской и монгольской языковых групп представляют известный интерес в алтайском языкознании, их исследованию посвящены многочисленные публикации. Часть этих соответствий специалисты относят к общеалтайскому корпусу лексики, который, вероятно, указывает на общее генетическое родство этих языков. Часть же лексики, имеющей схождения в алтайских языках, является заимствованиями, проникшими в исследуемые языки в результате длительных контактов...
84-92 41
Аннотация
В данной статье анализируются проблемы взаимосвязи калмыцкого языка и этнической идентичности калмыков,  используются результаты социологических исследований, проведенных Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН в республике в 2000, 2004, 2005 годах. Собранные материалы позволяют выявить тенденции развития и описать динамику процессов в сфере этнического сознания, ситуации, связанной с положением калмыцкого языка, единственного представителя монгольской группы языков на европейской территории...

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ФОЛЬКЛОРИСТИКА

93-99 67
Аннотация
У калмыков было распространено представление о дурном или плохом глазе, называемом «му нудн» - «плохой глаз». Как и у других народов, сглаз - опасность, которая актуальна всегда, возникает в самых разных формах. Дурной глаз входит в архетипическую модель мира как одна из необходимых составляющих, как самостоятельная семантическая единица...
100-108 39
Аннотация
В числе самых разнообразных вопросов, связанных с филологическим и историко-этнографическим изучением калмыцкого героического эпоса «Джангар», почти постоянно присутствует проблема общественных отношений, отраженных в этом эпосе. Данная проблема имеет два аспекта...
109-116 35
Аннотация

Как известно, бурятский «Абай Гэсэр» сохранил в своем содержании много архаических, изначально присущих эпической традиции алтайского этнокультурного ареала, образов, тем и мотивов. Его примечательной особенностью, не имеющей соответствующего аналога ни в одной из монголоязычных и тибетских версий Гэсэриады и в целом в центральноазиатском эпосе, является наличие мифологического пролога...

ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЯ

117-127 44
Аннотация
Одно из немногочисленных сохранившихся до нашего времени произведений средневековой ойратской литературы «Дөрвн өөрд моңһлыг дарсн тууҗ оршв» («Повесть о том, как дурбэн-ойраты нанесли поражение монголам») хорошо известно в научной литературе с середины XIX в. под названием «Моңһлын Увш-хун-тәәҗин тууҗ оршв» («Повесть о монгольском Убаши-хунтайджи»).
128-143 37
Аннотация
Калмыцкий орнамент закономерно рассматривать своеобразным историко-генетическим кодом художественной культуры народа, выражаемым в изобразительном искусстве. Анализ орнамента в историко-культурном ракурсе обнажает и во многом объясняет стержень формообразования орнаментальной культуры этноса, уникальной изобразительной системы художественного восприятия мира...
144-153 34
Аннотация
В настоящей статье предпринимается попытка по возможности точно определить дату возникновения Калмыцкого ханства на основе реалий, характеризующих видение данного явления его современниками и отраженных в калмыцких нарративных источниках...
154-159 42
Аннотация
Настоящая статья посвящена этнической истории народов, которые заселяли территорию Северо-Западного Прикаспия с 40-х годов XIII в. и до нынешнего времени...
160-171 40
Аннотация
Демографическая и этническая история калмыцкого народа в период второй трети XVIII в. весьма красноречиво иллюстрирует социально-экономическое и политическое развитие Калмыцкого ханства в эти годы. Начало этого периода было связано с феодальными междоусобицами, битвой у озера Сасыколь и откочевкой большей части калмыцких улусов за пределы России на Кубань...
172-178 43
Аннотация
Астрология была известна тибетцам со времен правления первого короля Тибета Нья Ти Ценпо. Её широко использовали служители древней религии Бон. С IV века буддизм начинает своё распространение в Тибете. Вместе с ним приходят новые знания по астрологии, медицине и другим наукам...
179-183 59
Аннотация
У калмыков были распространены разнообразные формы гаданий, к которым прибегали в различных жизненных ситуациях. Существовала и гадательная литература...
184-193 45
Аннотация

В данной небольшой работе, основанной на материалах археологии, этнографии и искусствоведения, сделана попытка пересмотреть некоторые, уже устоявшиеся взгляды исследователей на средневековый женский головной убор (бокку)...

194-205 38
Аннотация
Начало 90-х гг. XX века характеризуется попытками реформирования советской федерации, повышением государственно-правового статуса автономий. Данные процессы напрямую отразились на статусе автономий в Российской Федерации, в частности - республик. В настоящей статье рассматривается изменение государственно-правового статуса Республики Калмыкия в 1990-1992 гг. ...
206-214 36
Аннотация
Собственно православная история на территории современной Калмыкии начинается с возникновением переселенческих сел, которые стали образовываться на основании императорского указа 1846 года «О заселении дорог на калмыцких землях Астраханской губернии»...
215-220 40
Аннотация
Село Басы в качестве объекта исследования выбрано не случайно: этот славянский населённый пункт длительное время занимал анклавное положение в окружении калмыцких кочевий, и его население испытало на себе сильное влияние со стороны калмыков...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)