Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Буддийская символика в системе калмыцких тамг

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-142-153

Полный текст:

Аннотация

Калмыки уже много столетий исповедуют буддизм, символика которого естественным образом бытует в сфере материальной и духовной культуры народа. В данной статье рассматриваются буддийские знаки, отразившиеся в изображениях тамг, маркерах калмыцких родов. Тамгами, как и все кочевые народы, калмыки клеймили родовой и семейный скот, в основном лошадей и верблюдов. Несмотря на то, что традиция клеймения скота у калмыков угасла в советское время, изображения тамг сохранились в народной памяти и продолжают оставаться символами их родовой принадлежности. Цель статьи ― выявление и описание знаков с сакральной тематикой в системе калмыцких тамг. Научная ценность исследования состоит в том, что выявленный и описанный материал необходим для создания картины развития материальной и духовной культуры калмыков. Данная тема исследования остается малоизученной, что делает ее весьма актуальной и востребованной. Материалами исследования явились полевой материал авторов и материал, собранный студентами факультета калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого государственного университета (в настоящее время ― Институт калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ им. Б. Б. Городовикова) в комплексных экспедициях по районам Калмыкии в 1971‒1990 гг. Результаты исследования свидетельствуют о частом употреблении в системе калмыцких тамг буддийской символики, что является показателем отношения калмыков к ним как к сакральным оберегам, защищающим их скот, основное богатство скотоводов.

Об авторах

Дарья Бадмаевна Гедеева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник


Д. Гантулга
Ховдский государственный университет
Монголия

кандидат культурологии, заведующий кафедрой дизайна



Список литературы

1. ПМ 1971–1990 ― экспедиционные материалы, собранные студентами факультета калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого госуниверситета (ныне ― Института калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ им. Б. Б. Городовикова).

2. Манджиев 2020 ― Информант Манджиев Андрей Кекшинович. Полевой материал автора. Запись 2020 г.

3. Авляев 2002 ― Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. 325 с.

4. Бакаева 2016 ― Бакаева Э. П. Знаки принадлежности: тамги ойратов Монголии и калмыков // Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков: Монография / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Д. Н. Музраева и др. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С 122‒129.

5. Баасансүх 2008 ― Баасансүх Я. Монгол үндэстний овгийн тамга эдүгээд уламжлагдсан нь (= Продолжение традиции монгольской родовой тамги в настоящее время). Улаанбаатар: «Адмон» хэвлэлийн компани. 2008. 72 х.

6. Батырева 2006 ― Батырева С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX в. Элиста: НПП «Джангар», 2006. 160 с.

7. Бир 2011 ― Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. Серия «Самадхи» / Роберт Бир; пер. с англ. Л. Бубенковой. М.: Ориенталия, 2011. 428 с.

8. Бир 2016 ― Роберт Бир. Тибетские буддийские символы: справочник. Текст и илл.: Роберт Бир; пер. с англ. Л. Бубенковой. М.: Ориенталия, 2016. 336 с.

9. Борисенко, Мошулдаев 1989 ― Борисенко И., Мошулдаев Б. Хошеутовский хурул. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1989. 27 с., ил.

10. Гедеева 2003а ― Гедеева Д. Б. О знаках собственности у калмыков // Монголоведение в новом тысячелетии (к 170-летию организации первой кафедры монгольского языка в России). Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Элиста, 22‒26 сентября 2003 г.). Элиста: КалмГУ, 2003. 320 с.

11. Гедеева 2003б ― Гедеева Д. Б. О знаках «тамһ» и метках «им» как маркерах калмыцких родов // Монголоведение. Вып. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2003. C. 272‒275.

12. Городцов 1923― Городцов В. А. Археология. Т. 1. Каменный Период. М.; Петроград: Госиздат, 1923. 401 с.

13. Житецкий 1893 ― Житецкий И. А. Очерки быта Астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884–1886 гг. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 70 с.

14. Костенков 1868 ― Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованиям ­Кумо-Манычской экспедиции под начальством К. И. Костенкова. СПб.: Тип. В. Безобразова и комп., 1868. 173 с.: ил.

15. Мезенцев 1969 — Мезенцев В. И. Фрагмент истории // В краю легенд и сказок. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. 89 с.

16. Митиров 1998 ― Митиров А. Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 384 с.: ил.

17. Небольсин 1852 ― Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 190 с.

18. Позднеев 1911 ― Позднеев А. М. Калмыцко-русский словарь. СПб.: Тип. Импер. Академии наук, 1911. 306 с.

19. Пэрлээ 2012 ― Пэрлээ Х. Бүтээлийн чуулган. Монгол түмний гарлыг хайж судлахнь 2 дахь хэвлэл (= Творческая конференция. Изучение истоков монгольского народа. 2-е изд). Улаанбаатар: Бэмби сан, 2012. 14 х.

20. Саруулбуян, Даваасамбуу 2008 ― Саруулбуян Ж. Даваасамбуу А. Монголын адууны тамганы ойллого (= Заметки о монгольских лошадиных тамгах). Улаанбаатар: Бэмби Сан, 2008. 568 х.

21. Чойсамба 1974 ― Чойсамба Д. Малын им, тамга. Түүний хууль цаазны ач холбогдол (= Метки «им» и «тамга» на животных. Их правовое значение). Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар. 1974. 133 х.

22. Шараева 2017 ― Шараева Т. И. Этнические маркеры калмыков: исследования и материалы. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. 286 с.


Для цитирования:


Гедеева Д.Б., Гантулга Д. Буддийская символика в системе калмыцких тамг. Монголоведение. 2020;12(1):142-153. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-142-153

For citation:


Gedeeva D.B., Gantulga D. Buddhist Symbolism in the System of Kalmyk Tamgas. Mongolian Studies. 2020;12(1):142-153. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-142-153

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)