Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Триады в тексте «Истории Усун Дебескерту-хана»

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-22-36

Полный текст:

Аннотация

Ко времени появления «ясного письма» у ойратов (калмыков) существовала древняя устно-поэтическая традиция, которая послужила основой для развития письменной традиции. В результате этого уже к концу XVII в.появляется большое количество переводных произведений,отличавшихся жанровым разнообразием и художественным наполнением.Ойратские книжники активно использовали богатое наследие устной словесности при создании своих произведений.Одним из древнейших видов афористической поэзии были триады.У исследователей нет единого мнения о жанровой природе этого вида афористической поэзии.Одни причисляют их к загадкам, другие к пословицам, но при этом все сходятся во мнении, что триады занимают особое место в устно-поэтической традиции.Триады активно использовались не только средневековыми авторами,но и современными калмыцкими писателями в их произведениях.Цель статьи — введение в научный оборот текста ойратской версии «Истории Усун Дебескерту-хана», в стихотворных наставлениях которой присутствуют триады и катрены.Решаемые задачи.Анализ дидактического содержания литературных триад и сопоставительный анализ с устными образцами.Основной метод исследования —метод сравнительно-сопоставительного анализа.Новизна работы.Несмотря на публикацию триад в сборниках народных пословиц и загадок, анализ их содержания в текстах письменных памятников не осуществлялся.Результаты исследования: о широкой распространенности триад в древней устно-поэтической традиции монгольских народов свидетельствуют труды исследователей Монголии, России и Китая;триады не являются загадками, а представляют отдельный жанр устно-поэтической традиции монгольских народов;триады активно использовались в текстах письменных памятников дидактического содержания как особая форма наставлений.Заключение.Книга наставлений «История Усун Дебескерту-хана» является одним из образцов дидактической литературы, в тексте которой содержатся триады и катрены.Исходя из их содержания и функционального назначения, можно констатировать, что в письменных текстах триады и катрены носят четко выраженный назидательный характер,что позволяет определять их как произведения особого жанра, не относящиеся к загадкам.

Об авторах

Баазр Александрович Бичеев
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник


M. Эрдэмт
Центральный университет национальностей
Китай
доктор филологических наук, профессор


Список литературы

1. НА КалмНЦ РАН. Ф. 10. — Научный архив КалмНЦ РАН. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 5.

2. НА КалмНЦ РАН. Ф. 15. — Научный архив КалмНЦ РАН. Ф. 15. Оп. 3. Ед. хр. 148. Usun debiskertü xāni nomloqsan šaštar orošibo. Ойр. рук., 17 л., 21,5 × 8, 20-21 стк., бумага серая, тушь черная, перо.

3. Антология 1990 — Бичкдүдин амн үгин антолог / сост. Б. Б. Оконов. Антология устного народного творчества для детей. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. 158 с.

4. Бичеев, Дамринджав 2017 — Бичеев Б. А., Дамринджав Б. Устная версия «Истории Унекер Торликту-хана». Исслед., пер. с монг., коммент. Б. А. Бичеева и Б. Дамринджава. Элиста; Пекин: КалмНЦ РАН, 2017. 314 с.

5. Бичеев 2019 — Бичеев Б. А. Списки рукописей и история публикации «Истории Усун Дебескерту-хана» // Oriental Studies. 2019. № 3. С. 441–449. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-43-3-441-449.

6. Владимирцов 1926 — Владимирцов Б. Я. Образцы монгольской народной словесности (С.–З. Монголия). Ленинград: Ин-т живых вост. яз., 1926. 202 с.

7. Герасимович 2006 — Герасимович Л. К. Монгольская литература XIII – начала XX вв. (материалы к лекциям). Элиста: АОр «НПП „Джангар“», 2006. 362 с.

8. Даван 1960 — Даван Һәрә. Шүлгүд болн поэмс. Сборник стихов и поэм. Диглҗ хураснь болн редакторнь Очра Уташ. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1960. 221 с.

9. История 1981 — История калмыцкой литературы. Т. 1. Дооктябрьский период. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981. 335 с.

10. Калмыцкие трехстишия 1987 — Орчлңгин hурвнтс. Калмыцкие трехстишия / сост. Т. Г. Борджанова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987. 221 с.

11. Кичгә 1983 — Кичгә Төлә. Келсн үг — керчсн модн. Сказанное слово — срубленное дерево. Литературно-критические статьи. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983. 171 с.

12. Котвич 1905 — Калмыцкие загадки и пословицы. Издал Вл. Котвич. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1905. 110 с.

13. Оконов 1983 — Оконов Б. Б. Калмыцкие народные исторические песни XVII–XVIII вв. («Галдама», «Мазан-Батыр», «Шуна-Батыр», «На кого же оставил нас, Убаши?») // Калмыцкая народная поэзия. Элиста: КНИИИФЭ, 1984. С. 30–58.

14. Ончхан 1959 — Ончхан Җирhл. Һашута цаг. Записал и обработал Э. Кектеев. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1959. 81 с.

15. Очиров 1925 — Очиров Н. Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 г. Астрахань: Изд. Калм. Обл. план. ком., 1925. 72 с.

16. Хальмг үлгүрмүд 1960 ― Хальмг үлгүрмүд болн тәәлвртә туульс. Калмыцкие пословицы и загадки. Подготовили к печати Б. Букшаев и И. Мацаков. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1960. 295 с.

17. Эрдниев 1970 — Эрдниев У. Э. Калмыки (конец XIX – начало XX в.). Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. 312 с.


Для цитирования:


Бичеев Б.А., Эрдэмт M. Триады в тексте «Истории Усун Дебескерту-хана». Монголоведение. 2020;12(1):22-36. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-22-36

For citation:


Bicheev B.A., Yeerda M. The Story of Usun Debeskertu Khan: Triads Revisited. Mongolian Studies. 2020;12(1):22-36. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-22-36

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)