Preview

Монголоведение

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2003)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ

4-12 21
Аннотация
История российского, в том числе калмыцкого, монголоведения - важная исследовательская тема в отечественной монголоведной историографии...
12-25 25
Аннотация
В данном обзоре анализируются две работы известного монгольского ученого О. Сухэ-Батора, опубликованные на монгольском языке в 2001 г. в г. Улан-Баторе...
26-39 19
Аннотация
Джангароведение давно уже по праву считается самостоятельной отраслью монголоведческой науки, предметом изучения которой является эпос “Джангар”...
39-45 26
Аннотация
Шинэ мянганы, шинэ зууны эхний хоёр жилд дөрвөн боть Монгол орос дэлгэрэнгүй их толь (Большой академический монгольско-русский словарь) Москва хотноо хэвлэгдэн гарлаа...

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

46-68 27
Аннотация
Собрание мантрических формул под общим названием "Дхарани - или Видьядхара-Питака" было включено в буддийский канон уже ранними махасангхиками, что свидетельствует о том, насколько глубоко воспринималась магия слов-мантр в буддизме...
68-81 25
Аннотация
Тод үсгийн хувирж хөгжсөн түүхийн явцыг анх үелэн хува-асан явдал нь Монгол Улсын нэрт ойродч X. Лувсанбалдан гуайн нэр лүгээ холбоотой юм...
82-95 24
Аннотация
В данной статье предпринята попытка рассмотреть общие черты жанра хождений, а также его национальное своеобразие, на примере калмыцких, татарских и русских произведений. Источниками послужили «Сказание о хождении в Тибетскую страну Малодербетовского Бааза-багши», «Исмагил ага сэяхетнамэсе», «Святые места вблизи и издали: Путевые заметки русских писателей первой половины XIX в.»...
95-100 18
Аннотация
Библиография у монголов связана с возникновением и развитием монгольской книги, с информацией о первоисточнике, которая, постепенно обновляясь, дошла до современного уровня...

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

100-109 18
Аннотация
Монгольские языки, сегментный состав которых изучен с разной степенью полноты, представляют большой интерес с точки зрения специфики их интонационного строя...
109-114 12
Аннотация
Калмыцкий язык и его говоры, как и другие монгольские языки и диалекты, будучи менее консервативными в отношении долгих гласных, не очень стремились к сохранению интервокальных согласных, к сохранению первоначальных форм слова...
114-118 14
Аннотация

В результате проведенного анализа было выявлено, что полугласный j, произносившийся в некоторой степени близко к шумным промежуточным звукам, возможно, в языке древних нес функцию морфологического отграничителя морфем-понятий друг от друга, являясь по сути пограничным знаком (маркером) на стыке морфем-понятий в слове, что указывает на то, что морфологический строй языка понятий древнего человека (прототип этноса - носителя прамонгольского языка) был необычайно совершенен с точки зрения его организации в слове-понятии. В письменно-монгольском он фиксируется как неслоговой компонент дифтонгов в абсолютном конце слова. В современных языках он давно утрачен и может быть установлен только путем реставрации основ языка понятий древнего человека...

123-134 14
Аннотация
В настоящей статье мы попытались осветить некоторые вопросы сравнительного изучения развития гласных в тунгусо-маньчжурских языках и фонетических соответствий между этими языками и, шире, алтайскими, при этом основной упор делается на маньчжурский язык, поскольку он является единственным из засвидетельствованных в полной мере старописьменным языком...

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

134-154 20
Аннотация
...Предания являются сравнительно достоверным отражением исторических событий, в предании народная память обращается, как правило, к деятельности конкретных исторических персонажей, фольклорная версия которой подтверждается подчас и архивными данными...
154-163 30
Аннотация

Название эпической страны Бумбы, в которой, как считает большинство исследователей эпоса “Джангар”, воплотились представления об идеальном мире и государстве, и которая таким образом представляет своего рода эпическую утопию, имеет сложную историю. Предполагается, что в основе названия Бумба лежит название мифического моря или океана Бум-дала...

ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ИСКУССТВОЗНАНИЕ

163-172 18
Аннотация
...Среди важнейших государственных институтов Калмыкии главное место занимает Зарго, которому в исторической литературе уделено значительное внимание...
172-187 17
Аннотация
Одной из форм проявления национального движения в Калмыцкой степи стали съезды калмыков-скотоводов, разрешенные Управлением калмыцким народом в 1886 г. Эти съезды были первой попыткой консолидированного отстаивания интересов калмыцкого народа во взаимоотношениях с царской администрацией...
187-194 20
Аннотация

Западная Монголия была завоевана и включена в состав Цинской империи в XVIII в., центром которой стал г. Кобдо. В административном отношении Западная Монголия составляла отдельный округ во главе с чиновником, назначаемым из Пекина, обычно маньчжуром. Эта должность «цаньцзань дачэнь» («министр-секретарь») по-русски обычно называлась амбань...

194-203 16
Аннотация

В XVII-XVIII вв. в калмыцких улусах неоднократно вспыхивали междоусобные столкновения, в результате которых ряд этнических групп ушел за пределы калмыцких кочевий, а некоторые из них при этом приняли православие и перешли к оседлому образу жизни. Калмыцкие феодалы и духовенство пытались воспрепятствовать этим процессам, но к концу XVIII в. численность «мигрантов» достигла уже 22,6 тыс. человек (более 25,6% численности всего калмыцкого народа)...

203-210 19
Аннотация
Самобытная материальная культура монгольских народов, являющаяся составной частью цивилизации Центральной Азии, изучена еще далеко недостаточно. Однако даже то, что о ней известно, позволяет говорить о довольно высоком, применительно к центральноазиатским условиям, ее развития...
211-220 17
Аннотация
Время появления лука относят к позднему палеолиту или к самому началу мезолита (40-30 тысяч лет тому назад). С выделением скотоводческих племен возросла и роль лука в жизни человека. Из охотничьего он становится военным, боевым оружием. Социальная дифференциация и необходимость вести военные действия для завоевания новых пастбищ приводили к ожесточенным военным столкновениям. В обстановке постоянных конфликтов лук становится одним из главных орудий войн. Трудная и опасная жизнь кочевника на открытых пространствах, где паслись тысячные стада скота, нуждавшиеся в охране от хищников и врагов, сама по себе сделала главным оружием степняка лук...
220-232 15
Аннотация
Попытка анализа отдельных стереотипов в символике жилища и сравнения их с этническими стереотипами в одежде, исходя из тезиса о единстве традиционных представлений об этнической специфике в материальной культуре, формирующейся на ранних этапах этногенеза. Кочевая юрта (кибитка) - жилище, появляющееся на стадии освоения человеком скотоводческого хозяйства, а возможно, при переходе от пастушеского к кочевому типу скотоводства. В типологии жилища исследователи материальной культуры выделяют два типа жилища скотоводов: шатры и палатки; юрты...
232-237 21
Аннотация
В 2002 году в рамках научно-исследовательского проекта (№02-01-00381а) РГНФ были проведены анкетные опросы в Ики-Бурульском, Лаганском, Октябрьском, Юстинском и Черноземельском районах Калмыкии, а также в г. Элиста и его пригородных поселках. Планировалось выявление общих направлений, характеризующих эволюцию жилища и представлений о нем опрашиваемых жителей республики. Предполагалось определение групп респондентов, обладающих наиболее развитой системой представлений о конкретных аспектах, как в организации жилища, так и в соблюдении традиций, связанных с процессами проживания в собственном жилье. В результате проведенного обследования выявились следующие факторы, влияющие на направления эволюционного формирования жилища...
238-251 18
Аннотация
Изучение украшений калмыков, малоисследованных до настоящего времени, остается одним из важнейших разделов калмыцкого искусствознания и этнографии. Анализ имеющихся образцов с использованием методик смежных дисциплин представляет интерес не только в научных целях, но и для решения прикладных задач, в том числе для опыта восстановления традиционных калмыцких украшений. Немалое значение для актуализации данной задачи имеет исследование знаковых функций украшений в культуре калмыков, что и является задачей настоящей статьи.
251-264 20
Аннотация

Данная статья посвящена проблеме лингвокультурологического описания игры в контексте выявления типологии игровой культуры народов Нижнего Поволжья, Сибири, Центральной Азии и этнокультурной специфики калмыков. В настоящей статье использованы архивные, фольклорные, литературные и полевые материалы... 

265-272 18
Аннотация
Система маркеров рода в калмыцкой этнографии мало изучена. В данной статье осуществляется попытка рассмотрения такого элемента культуры калмыков, как «өлгц», наиболее активно использующегося в настоящее время в свадебном ритуале...
272-275 23
Аннотация

В научных исследованиях по этнографии и археологии немалое место занимают работы, посвященные древним родовым и племенным знакам собственности - тамгам, которыми скотоводы Центральной и Средней Азии, Сибири, Кавказа и других регионов издавна метили свой скот, чтобы различать его от чужого, а также использовали в функции герба, знамени, печати...

275-278 14
Аннотация
Два столетия отделяют стенные росписи ойратских монастырей-крепостей от монументальной живописи, богато украшавшей калмыцкие храмы. Сохранившееся здание Тюменевского хурула бывшего Хошеутовского улуса (ныне с. Речное Харабалинского района Астраханской области), сооруженного в первой трети XIX столетия, до сих пор хранит быстро разрушающиеся фрагменты стенной живописи...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)