Коллекция тибетских текстов православного миссионера К. К. Стукова (1809–1883) из фондов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-1-156-169
Аннотация
Введение. В статье рассматривается вопрос об особенностях миссионерской деятельности Русской православной церкви среди буддистов Восточной Сибири во второй половине XIX в. Цель исследования — провести социально-археографический анализ коллекции тибетских текстов православного миссионера К. К. Стукова (1809–1883) из фондов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Методологическим основанием исследования стала так называемая «когнитивная история» с использованием отдельных положений исторической феноменологии. Содержание коллекции К. К. Стукова способствует пониманию как специфики функционирования буддийских сообществ в Восточной Сибири во второй половине XIX в., так и особенностей миссионерской деятельности православных священников в регионе в этот период. Основная проблема исследования заключается в определении содержательной специфики данной коллекции с последующей задачей — реконструировать отдельные аспекты в миссионерской деятельности священника. Выводы. К. К. Стуков, ради успеха своей миссионерской работы, был заинтересован в изучении мировоззрения и ритуальной практики буддистов-мирян. В этих областях, помимо базовых доктринальных буддийских положений, большую роль играли жизненные представления местного населения, связанные с добуддийской культурой Сибири, Южной и Внутренней Азии. Предполагается, что данный интерес позволил К. К. Стукову успешно осуществлять миссионерскую деятельность. Анализ коллекции показал, что личная инициатива в работе православных миссионеров в Восточной Сибири во второй половине XIX в., несомненно, присутствовала, она была неотъемлемой частью общего, государственного строительства данной работы. В статье также освещаются неизвестные ранее эпизоды из биографии православного священника, ученого этнографа, общественного деятеля Константина Константиновича Стукова.
Ключевые слова
Об авторах
Андрей Александрович БазаровРоссия
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Алексей Вячеславович Лощенков
Россия
кандидат исторических наук, младший научный сотрудник
Список литературы
1. Тибетский фонд — Тибетский фонд ИМБТ СО РАН.
2. Бакаева 2019 — Бакаева Э. П. Буддизм калмыков и ойратов: обряды подношений предкам и духам хозяевам территорий (некоторые аспекты) // Труды института востоковедения РАН. Вып. 23. М.: ИВ РАН. 2019. С. 39–66.
3. Бергер, Лукман 1995 — Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 c.
4. Бушуева 2021 — Бушуева Е. С. Настоятели Нерчинской Успенской церкви из рода Стуковых (1793–1863 гг.): краткая история служения // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2021. № 35. С. 85–92.
5. Жуковская 2008 — Жуковская Н. Л. Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 9–37.
6. KTTC 2021 — Каталог тибетских тантрических сочинений: ИМБТ СО РАН / авт.-сост.: А. А. Базаров, А. В. Лощенков. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2021. 546 с.
7. Каравашкин, Юрганов 2005 — Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Регион Докса: Источниковедение культуры. М.: РГГУ, 2005. 210 с.
8. Музраева 2012 — Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии / отв. ред. Э. П. Бакаева, науч. ред. А. А. Бурыкин. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар»», 2012. 224 с.
9. Музраева 2011 — Музраева Д. Н. Молитвенные сборники (ранние памятники калмыцкого кириллического письма) как источник изучения буддийской литературы и письменной культуры калмыков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». 2011. № 7 (61). С. 121–125.
10. РБС 1909 — Русский биографический словарь: в 25 т. (1896–1918) / издан под наблюд. пред. Имп. Рус. Ист. общ-ва А. А. Половцова. Т. 19. СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1909. 608 c.
11. Сыртыпова 2003 — Сыртыпова С. Д. Культ богини-хранительницы Балдан Лхамо в тибетском буддизме: Миф, ритуал, письменные источники. М.: Вост. лит., 2003. 238 с.
12. Фрэзер 1983 — Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М.: Политическая литература, 1983. 704 с.
13. Шагжина 2000 — Шагжина З. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Забайкалье (2-я пол. XVII – нач. ХХ вв.): автореф. дисс. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000. 24 с.
14. ЭСБЕ 1901 — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (1890–1907). СПб.: Изд. общ-во Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1901. Т. 31А: Статика-Судоустройство. 957 с.
15. Lopez 2001 — Lopez Jr. D. S. The Story of Buddhism: A Concise Guide to its History and Teaching. New York: Harper One, 2001. 260 p.
16. Davidson 2005 — Davidson Ronald M. Tibetan Renaissance: Tantric Buddhism in the Rebirth of Tibetan Culture. N. Y.: Columbia University Press, 2005. 596 p.
Рецензия
Для цитирования:
Базаров А.А., Лощенков А.В. Коллекция тибетских текстов православного миссионера К. К. Стукова (1809–1883) из фондов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Монголоведение. 2022;14(1):156-169. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-1-156-169
For citation:
Bazarov A.A., Loshchenkov A.V. Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies (SB RAS): The Konstantin K. Stukov Tibetan Manuscript Collection Revisited. Mongolian Studies. 2022;14(1):156-169. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-1-156-169
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.