Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Дорожные ритуалы и запреты в русской и калмыцкой культуре в аспекте благополучия

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2021-1-85-95

Полный текст:

Аннотация

Введение. Дорога как метатекст аккумулирует вариативные формы подвижности, определяющиеся разными способами освоения инобытия. В данной статье мы рассматриваем ситуацию ухода в широком плане — как странничество, освоение новых территорий. Актуальность работы определяется сравнительно-сопоставительным подходом к исследованию дорожной традиции в русской и калмыцкой лингвокультуре. Целью нашего исследования является вычленение и систематизация охранительных дорожных ритуалов и запретов в русской и калмыцкой традиции в аспекте благополучия. Материалы, источники и методы исследования. Опорными источниками для исследования послужили работы Т. Б. Щепанской, А. К. Байбурина, В. А. Коршункова, Н. Л. Жуковской. Основными методами, использованными в работе, являются сравнительно-исторический и ретроспективный, позволяющие вычленить общие и частные дорожные охранительные ритуалы и запреты в русской и калмыцкой культуре. Хронологические рамки исследования укладываются в конец XIX – начало XX в. Результаты. Освоение новых территорий связано с преодолением границ «своего-чужого пространства», поэтому ситуация ухода как в русской, так и в калмыцкой культуре характеризуется повышенной семиотичностью, это находит отражение в охранительных ритуалах и запретных действиях, связанных с отправлением в путь. В русской культуре к охранительным ритуалам безопасности относятся плач / гульба, застолье, обычай «присядем на дорожку», напутственные благословения при выходе из дома. Табуированными считались запреты на вторичное действие, возобновление домашних дел, вербальные запреты, связанные с направлением пути. В калмыцкой культурной традиции маркированы ритуал отправления в путь, сопровождающийся напутственными благопожеланиями, и ритуал освоения пространственных территорий. Территориальный запрет связан с невозможностью селиться у дороги. Выводы. Охранительные дорожные ритуалы безопасности в русской культуре направлены на преодоление границы «свое-чужое», что объясняется оседлым самосознанием русских. В калмыцкой лингвокультурной традиции дорожная ритуально-обрядовая сторона связана с пространственным освоением окружающего мира, которое воплощено не только движением, но и остановкой.

Об авторе

Екатерина Алексеевна Шкурская
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова (д. 11, ул. Пушкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, доцент 



Список литературы

1. Байбурин 1993 — Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 253 с.

2. Бакаева, Сангаджиев 2005 — Бакаева Э. П., Сангаджиев Ю. И. Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2005. 196 с.

3. Бакаева 2003 — Бакаева Э. П. Этнические стереотипы и проблема семантики кочевого жилища // Мoнголоведение. Вып. 2. Элиста: КИГИ РАН, 2003. С. 220–232.

4. Бардаев, Пюрбеев, Муниев 1990 — Бардаев Э. Ч. Пюрбеев Г. Ц., Муниев Б. Д. Фразеологический словарь калмыцкого языка. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. 142 с.

5. Борджанова 2007 — Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков: система жанров, поэтика. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 592 с.

6. Васильев 2009 — Васильев М. И. Русские сухопутные коммуникации и скользящий транспорт X – начала XX веков: основные тенденции развития: автореф. дисс. … д-ра ист. наук. СПб., 2009. 48 с.

7. Вайнштейн 1991 — Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

8. Головнев 2009 — Головнев А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрOРАН; Волот, 2009. 496 с.

9. Голубева 2006 — Голубева Е. В. Национально-культурная специфика картины мира в калмыцком языке (на примере культурных концептов): автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2006. 28 с.

10. Джушхинова 2013 — Джушхинова К. А. «Белая дорога» как прецедентный знак калмыцкой лингвокультуры // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 2. С. 48–52.

11. Жуковская 1986 — Жуковская Н. Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии / отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: ГРВЛ, Наука, 1986. С. 118–134.

12. Жуковская 1988 — Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: ГРВЛ, Наука, 1988. 196 с.

13. Жуковская 2007 — Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Вост. лит., 2007. 247 с.

14. Коршунков 2015 — Коршунков В. А. Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды. М.: Неолит, 2015. 161 с.

15. Сарангаева 2009 — Сарангаева Ж. Н. Кочевье // Калмыцкие и русские лингвокультурные концепты. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2009. С. 78–90.

16. Овалов 1985 — Овалов Э. Б. Благопожелания (йорелы) — жанр калмыцкого фольклора (вопросы систематизации и публикации) // Калмыцкий фольклор: проблемы издания. Элиста: Респуб. тип. Ком-та по делам изд-в, полигр. и кн. торг. СМ КалмАССР, 1985. С. 109–125.

17. Ользеева 2007 — Ользеева С. З. Калмыцкие народные традиции (на калмыцком и русском языках). Элиста: НПП «Джангар», 2007. 480 с.

18. Пюрвеев 1975 — Пюрвеев Д. Б. Архитектура Калмыкии. М.: Стройиздат, 1975. 187 с.

19. Щепанская 2003 — Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.


Для цитирования:


Шкурская Е.А. Дорожные ритуалы и запреты в русской и калмыцкой культуре в аспекте благополучия. Монголоведение. 2021;13(1):85-95. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2021-1-85-95

For citation:


Shkurskaya E.A. Road Rituals and Taboos in Russian and Kalmyk Cultures: The Aspect of Well-Being. Mongolian Studies. 2021;13(1):85-95. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2021-1-85-95

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)