Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Традиционные темы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-4-668-678

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются традиционные темы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева, одного из талантливых и самобытных джангарчи, исполнителя песен выдающегося рапсода XX в. Ээлян Овлы. Материалы. Среди записей калмыцкого фольклора, выполненных сотрудниками КНИИЯЛИ (ныне — КалмНЦ РАН) во время полевых экспедиций в 1960–1990-х гг., имеются аудиозаписи известного джангарчи Телтя Лиджиева. Запись осуществлена Н. Ц. Биткеевым во время фольклорной экспедиции по районам Калмыкии летом 1970 г. Целью настоящей работы является исследование поздней традиции «Джангара», бытовавшей во второй половине XX в., на материале сохранившихся записей эпического репертуара джангарчи Телтя Лиджиева. Результаты. Эпический репертуар Телтя Лиджиева как представителя школы Ээлян Овлы состоит из вступительной части (пролога оршл) и десяти песен. Телтя Лиджиев, несомненно, владел формульным языком, традиционными композиционными приемами, которые обеспечивали последовательность его повествования. Сказитель, зная все этапы каждой темы и технику составления формульных оборотов и самих формул, владея композиционными приемами, обретал некую определенную основу, на которой строил свое повествование. В песнях Телтя Лиджиева присутствуют такие традиционные темы эпического повествования, как: выбор богатыря; седлание коня; снаряжение богатыря; отправление в путь; преодоление пути; прибытие на пограничье; вхождение во дворец; поиск; богатырский поединок; пленение и клеймение; исцеление богатыря; возвращение; пир. Рассмотрение песен Телтя Лиджиева показало, что традиционные темы эпического повествования прочно сохранились в памяти джангарчи. Но, вместе с тем, необходимо отметить, что каждое исполнение уникально, джангарчи во время сложения эпического текста выбирает тот или иной путь трансляции, строит повествование по своему плану, используя традиционные слагаемые эпоса. Таким образом, джангарчи является носителем традиции, привнося новые элементы в исполнение эпических песен «Джангара».

Об авторе

Байрта Барбаевна Манджиева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, ученый секретарь, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Источники

2. Җаңһр, 1 1978 — Җаңһр. Хальмг баатрлг дуулвр (25 бөлгин текст: 1–2 боть) (= Джан­гар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен)) / сост. А. Ш. Кичиков; ред. Г. И. Михайлов. Т. 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1978. 441 с.

3. НА КалмНЦ РАН — Научный архив КалмНЦ РАН. Ф. 16. Оп. 1. Фонозаписи эпических песен репертуара Телтя Лиджиева (кассеты № 97–98).

4. Литература

5. Басангова 2018 — Басангова Т. Г. Сказительство калмыков // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия Эпосоведение. 2018. № 2 (10). С. 31–39.

6. Биткеев 1982 — Биткеев Н. Ц. Поэтический стиль джангарчи («школа» Ээлян Овла) // Эпическая поэзия монгольских народов (исследования по эпосу). Элиста: [б. и.], 1982. С. 95–105.

7. Биткеев 2001 — Биткеев Н. Ц. Джангарчи. Элиста: АПП «Джангар», 2001. 448 с.

8. Гацак 1971 — Гацак В. М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. М.: Наука, 1971. С. 7–46.

9. Гринцер 1978 — Гринцер П. А. Стилистическое развертывание темы в санскритском эпосе // Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. М.: Наука, ГРВЛ, 1978. С. 16–48.

10. История калмыцкой литературы 1981 — История калмыцкой литературы. В 2-х т. Т. 1. Дооктябрьский период / под ред. Г. И. Михайлова, А. Ш. Кичикова, Н. Б. Сангаджиевой и др.; отв. ред. Г. И. Михайлов, Р. А. Джамбинова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981. 336 с.

11. Кичиков 1992 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангара»: сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука, Вост. лит., 1992. 320 с.

12. Лорд 1994 — Лорд А. Б. Сказитель. М.: Вост. лит., 1994. 368 с.

13. Манджиева 2019а — Манджиева Б. Б. Текстология пролога эпоса «Джангар»: сравнительный анализ разновременных записей джангарчи Ээлян Овла и Телтя Лиджиева // Новый филологический вестник. 2019. № 49. С. 51–64.

14. Манджиева 2019б — Манджиева Б. Б. Сохранность эпической песни «Джангара» во времени: текст «певца-учителя» и «певца-ученика» // Новый филологический вестник. 2019. № 51. С. 82–97.

15. Онежские былины 1949 — Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. В 3 т. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 669 с.

16. Ухов 1957 — Ухов П. Д. Типические места (loci communes) как средство паспортизации былин // Русский фольклор: Материалы и исследования. Вып. 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 129–154.

17. Parry 1930 — Parry M. Studies in the epic technique of oral verse-making // Parry M. Homer and Homeric Style. Harvard Studies in Classical Philology. 1930. Vol. 41. Pp. 80–84.


Рецензия

Для цитирования:


Манджиева Б.Б. Традиционные темы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева. Монголоведение. 2020;12(4):668-678. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-4-668-678

For citation:


Mandzhieva B.B. Traditional Themes in the Epic Repertoire of Jangarchi Teltya Lidzhiev. Mongolian Studies. 2020;12(4):668-678. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-4-668-678

Просмотров: 386


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)