Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Ойратский сборник примет «Burxan baqšiyin nom xara šidi orošiboi» как образец буддийской обрядовой литературы

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-37-54

Полный текст:

Аннотация

Цель данной статьи — введение в научный оборот ойратской рукописи «Burxan baqšiyin nom xara šidi orošiboi», название которой условно переведено нами как «Мирская магия учения Будды». Текст хранится в монастыре Рашичойлинг (Баян-Улгийский аймак, Монголия) и доступен в цифровой коллекции ойратских текстов фонда «Тод номын гэрэл». Монгольские списки обнаруживаются в коллекциях монастыря Олон-сюмэ и местности Харбухын Балгас, датируемых началом XVII в. По содержанию текст представляет собой оформленный как буддийское сочинение сборник неблагоприятных примет, перечисление которых сопровождается просьбой устранить их и магическими формулами-дхарани. Просьба, вероятно, обращена к Ваджрадхаре / Ваджрапани, который упоминается в начале текста. Упоминаемые в рукописи приметы, связанные с поведением животных, птиц и людей, продолжают свое бытование в культуре монгольских народов. К неблагоприятным знакам причисляются также природные явления (молния, гром, ураган), плохие помыслы, злословие окружающих, неблагоприятствования харш, связанные с временем, пространством, планетами и звездами, вредоносные влияния различных демонических существ и различные болезни. Интерес представляет описание ритуала, вероятно, сопровождавшего чтение текста, с использованием рога черной коровы и отреза черного сукна. Этот ритуал можно отнести к «черным» ритуалам народной религии, основное назначение которых заключалось в подавлении вредоносных влияний, и вся используемая атрибутика должна была быть черного цвета. Изучение подобных обрядовых текстов позволит в дальнейшем расширить наши знания по мантическим практикам и верованиям монгольских народов и определить роль тибетской традиции в формировании корпуса этих текстов. В приложении приводятся транслитерация и перевод рукописи.

Об авторах

Саглара Викторовна Мирзаева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
научный сотрудник


Бямбажав Тувшинтугс
Монгольский государственный университет
Монголия

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой монгольского языка и языкознания



Список литературы

1. XS 2011 — Burxan baqsiyin nom xara šidi orošiboi (‘Мирская магия учения Будды’) [электронный ресурс] // Tod Nomin Gerel Collection. Digital Library for International Research Archive. Item #11382. URL: http://www.dlir.org/archive/items/show/11382 (дата обращения: 15.01.2020).

2. Бакаева 2003 — Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 358 с.

3. Бакаева 2009 — Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста: ИКИАТ, 2009. 159 с.

4. Банзаров 1891 — Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи Дорджи Банзарова / под ред. Г. Н. Потанина. СПб: Тип. Имп. Акад. наук, 1891. 128 с.

5. Борджанова 2007 — Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 592 с.

6. Душан 2016 — Душан У. Избранные труды / сост. В. В. Батыров, Т. И. Шараева. Элис­та: КИГИ РАН, 2016. 376 с.

7. Митруев 2019 — Митруев Б. Л. Об ойратской рукописи «Зерцало менге» из Национального музея имени Алдан Маадыр Республики Тыва // Монголоведение. 2019. № 18(3). С. 508–518. DOI: 10.22162/2500-1523-2019-3-508-518

8. МРФС 1844–1849 — Монгольско-русско-французский словарь / сост. О. Ковалевский. Т. 1–3. Казань: Университ. тип., 1844–1849. 2690 с.

9. Позднеев 1993 — Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Репринтное изд. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 512 с.

10. Хангалов 2004 — Хангалов М. Н. Собрание сочинений в 3 т. Т. III / под ред. Г. Н. Румянцева. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004. 312 с.

11. Эрдэнэболд 2012 — Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало XX в.) / пер. на рус. Ганбат Нямдаг, С. Б. Миягашева, Ж. Б. Бадагарова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 196 с.

12. Bawden 1961 — Bawden Ch. The Supernatural Element in Sickness and Death According to Mongol Tradition. Part I // Asia Major. Vol. 8. 1961. P. 215–257.

13. Bawden 1962 — Bawden Ch. The Supernatural Element in Sickness and Death According to Mongol Tradition. Part II // Asia Major. Vol. 9. 1962. P. 153–178.

14. Bawden 1994 ― Bawden R. Charles. Confronting the Supernatural: Mongolian Traditional Ways and Means. Collected Papers. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1994. 273 p.

15. Chiodo 2009 — Chiodo E. The Mongolian Manuscripts on Birch Bark from Xarbuxyn Balgas in the Collection of the Mongolian Academy of Sciences. Part 2. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2009. 338 p.

16. Heissig 1976 — Heissig W. Die Mongolischen Handschriften-Reste aus Olon süme, Innere Mongolei (16.–17. Jhdt). Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1976. 633 s.

17. Kollmar-Paulenz 2012 — Kollmar-Paulenz K. The Invention of “Shamanism” in 18th century Mongolian Elite Discourse // Rocznik Orientalistyczny. T. LXV. Z. 1. 2012. S. 90–106.


Для цитирования:


Мирзаева С.В., Тувшинтугс Б. Ойратский сборник примет «Burxan baqšiyin nom xara šidi orošiboi» как образец буддийской обрядовой литературы. Монголоведение. 2020;20(1):37-54. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-37-54

For citation:


Mirzaeva S.V., Tuvshintugs B. Burxan baqšiyin nom xara šidi orošiboi: Oirat Collection of Bad Omens as an Example of Buddhist Ritual Text. Mongolian Studies. 2020;20(1):37-54. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-1-37-54

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)