Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

«Живите в благоденствии!» (к вопросу об обрядах введения невесты в свадебной обрядности у калмыков)

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-4-862-887

Аннотация

В статье рассматривается свадебный обряд, практика которого была прервана во второй половине XX в. Ранее эта тема не была предметом исследования. Цель статьи — выявление символики и истоков обряда бросания жира в свадебной обрядности у калмыков. Методы. В исследовании применялись синхронно-диахронный, описательный, сравнительно-функциональный, сравнительно-сопоставительный и семантический методы. Результаты. Изучены бытовавшие различные варианты данного обряда у калмыков, проанализированы сравнительные материалы по практикам обряда в свадебных традициях тюрко-монгольских народов, выявлены представления, определившие истоки и функциональность обряда у калмыков. Выводы. В результате исследования были сделаны выводы, что изначальная символика данного обряда связана с древней формой культа огня, различными божествами, культом предков. Действия в обряде бросания жира в свадебной обрядности калмыков направлены на совершение подношения различным сакральным силам через огонь очага как полисемантичный маркер и вступление под их покровительство. Образ огня у калмыков продолжает сохранять древнюю форму, несмотря на адаптацию буддийской практикой. Высказано предположение о табуации образа древнего божества в обрядовом восклицании-обращении «цөг/цог» к нему. В обрядах, связанных с огнем, использовался баран как «солнечное животное» с халун киитә ‘горячим живым дыханием’. Первоначальное значение подношения грудинки барана божеству огня в канве свадебной обрядности у калмыков утрачено. В обрядовой сфере она ассоциируется с женской символикой, символикой материнства, эмоциональным миром человека.

Об авторе

Татьяна Исаевна Шараева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник


Список литературы

1. ПМА 2005–2010 ― Полевые материалы автора, собранные в 2005–2010 гг.

2. Трансграничная культура 2016 ― Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. 456 с.

3. КРС 1977 ― Калмыцко-русский словарь. М.: Наука, 1977. 764 с.

4. Обряды бурят 2002 ― Обряды в традиционной культуре бурят. М.: Вост. лит., 2002. 222 с.

5. БАМРС 2002 ― Большой академический монгольско-русский словарь. Т. 4. (Х–Я). М.: Academia, 2002. 532с.

6. Банзаров 2011 ― Банзаров Д. Черная вера, или Шаманство у монголов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 2-е изд. 170 с.

7. Басаева 1980 ― Басаева К. Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX ― начало XX века). Новосибирск: Наука, 1980. 224 с.

8. Бардаев, Пюрбеев, Муниев 1990 ― Бардаев Э. Ч., Пюрбеев Г. Ц., Муниев Б. Д. Хальмг келнә келц үгмүдин толь (= Фразеологический словарь калмыцкого языка). Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1990. 142 с.

9. Болдырева 2009 ― Болдырева В. М. Эркетеневские калмыки: субэтнические особенности культуры (на материале ритуала жертвоприношения огню) // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4–2 (64). С. 22–26.

10. Вяткина 1960 ― Вяткина К. В. Монголы Монгольской Народной Республики (Материалы историко-этнографической экспедиции Академии наук СССР и Комитета наук МНР 1948–1949 гг.) // Восточно-Азиатский этнографический сборник. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. С. 159–271.

11. Галданова 1976 ― Галданова Г. Р. Культ огня у монголов // Исследования по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 6. Улан-Удэ: Бурятский филиал СО РАН СССР, 1976. С. 148–153.

12. Галданова 1980 ― Галданова Г. Р. Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме // Советская этнография. 1980. № 3. С. 94–100.

13. Душан 2016 ― Душан У. Д. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 376 с.

14. Ерназаров 2003 ― Ерназаров Ж. Т. Семейная обрядность казахов: символ и ритуал. Алматы: ТОО «Курсив», 2003. 200 с.

15. Житецкий 1893 ― Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.

16. Жуковская 2002 ― Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учебное пособие. М.: Вост. лит., 2002. 274 с.

17. Ламажаа 2010 ― Ламажааа Ч. К. Архаизация, традиционализм и неотрадиционализм // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 88–93.

18. Лобачева 1995 ― Лобачева Н. П. Огни Сафара в Хорезме (о забытых праздниках) // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 24–36.

19. Михайлов 1980 ― Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980. 320 с.

20. Намруева 2015 ― Намруева Л. В. Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000–2010-х гг.) Элиста: КИГИ РАН, 2015. 195 с.

21. Ользеева 2003 ― Ользеева С. З. Калмыцкие обычаи и традиции. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 256 с.

22. Очир, Галданова 1988 ― Очир А., Галданова Г. Р. Традиционная семейная обрядность мингатов МНР // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 1988. С. 109–127.

23. Пюрбеев 1996 ― Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1996. 176 с.

24. Рона-Таш 1964 ― Рона-Таш А. Материалы к изучению монгольских свадебных обрядов // Краткие сообщения Института народов Азии. Вып. 83. М.: Наука, 1964. С. 165–171.

25. Тодаева 1964 ― Тодаева Б. Х. Свадьба у хобуксарских торгутов // Краткие сообщения Института народов Азии. М.: Наука, 1964. Вып. 83. С. 172–183.

26. Хабунова 1998 ― Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1998. 224 с.

27. Чистов 1983 ― Чистов К. В. Традиция и вариативность // Советская этнография. 1983. № 2. С. 14–22.

28. Шараева 2011 ― Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков (XIX ― нач. XXI в.). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2011. 223 с.

29. Шараева 2017 ― Шараева Т. И. Этнические маркеры калмыков: исследование и материалы. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. 288 с.

30. Шараева 2018 ― Шараева Т. И. «Когда говорят о свадьбе, то даже и высохший череп туда катится» (к вопросу о значении бараньей головы в свадебных обрядах калмыков) // Монголоведение. 2018. № 13. С. 22–37.

31. Эрдниев 1970 ― Эрдниев У. Э. Калмыки (конец XIX ― начало XX в.). Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1970. 312 с.

32. Эрдниев 1971 ― Эрдниев У. Э. Изменения быта и материальной культуры населения Калмыкии за годы Советской власти // Этнографические вести. № 2. Элиста: КНИИЯЛИ, 1971. С. 3–36.

33. Эрендженов 1980 ― Эрендженов К. Э. Цецн булг (= Родник мудрости). Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1980. 188 с. (на калм. яз.)

34. Эрдэнэболд 2012 ― Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX ― начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2012. 196 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шараева Т.И. «Живите в благоденствии!» (к вопросу об обрядах введения невесты в свадебной обрядности у калмыков). Монголоведение. 2019;11(4):862-887. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-4-862-887

For citation:


Sharaeva T.I. ‘May You Live in Welfare!’: Kalmyk Rites of Inducting a Bride to the New Abode. Mongolian Studies. 2019;11(4):862-887. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2019-4-862-887

Просмотров: 492


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)