Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Сакральные места (объекты) в культуре калмыков: Одинокий тополь

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2017-11-91-101

Полный текст:

Аннотация

В данной статье описывается поклонение дереву, культ которого возник еще до появления основных мировых религий. Одинокий тополь в пространстве современной культуры калмыцкого народа является сакральным объектом, поклонение которому может наделить благодатью, потомством и здоровьем. При этом обряды, которые проводятся у дерева-старожила, имеют древние корни и переплелись с буддийской традицией.

Об авторе

А. Б. Хейчиева
Калмыцкий научный центр Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Агапкина Т. А. Дерево и человек: одна судьба на двоих // Ethnolinguistica Slavica. М., 2013. С. 42-58. URL: http://slawa.su/weles/2772-derevo-i-chelovek-odna-sudba-na-dvoikh.html (дата обращения: 03.12.2017).

2. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм России. 2009. № 42. С. 9-18.

3. Бакаева Э. П. Этническая специфика калмыцкого буддизма // Новый исторический вестник. 2011. № 29. С. 16-24.

4. Бакаева Э. П., Сангаджиев Ю. И. Символика центра в традиционном жилище калмыков: от кочевого к оседлому образу жизни // Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе Росcии: мат-лы междунар. науч. конф (к 360-летию со дня рождения хана Аюки) (г. Элиста, 22-25 мая 2002 г.). Элиста: КалмГУ, 2002. С. 3-5.

5. Басангова Т. Г. Демонологические персонажи в фольклоре калмыков // Новые исследования Тувы. 2011. № 2-3 (10-11). С. 269-278.

6. Басангова Т. Г. Дерево в калмыцкой фольклорной традиции // Национальные образы мира в художественной культуре: мат-лы междунар. науч. конф., приур. к 85-летию со дня рождения выдающегося литературоведа, философа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008) (г. Нальчик, 24-26 октября 2014 г.). Нальчик: Изд-во КБГУ, 2015. С. 594-600.

7. Басангова Т. Г. Змея в мифологии калмыков // Новые исследования Тувы. 2014. № 2 (22). С. 75-79.

8. Басангова Т. Г. Культурный герой в мифологии калмыков // Мир Центральной Азии-3. Улан-Удэ, 2012. С. 616-619.

9. Бурыкин А. А. Почему рукоятка плети Хонгора сделана из одинокого кизилового дерева? (еще один этнографический комментарий к мотивам «Джангара») // Калмыки и их соседи в составе Российского государства: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Элиста, 7-11 сентября 2001 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2002. С. 162-164.

10. В Калмыкии Одинокий тополь ... 2017 - В Калмыкии Одинокий тополь нуждается в помощи [электронный ресурс] // URL: http://riakalm.ru/news/society/8648-v-kalmykii-odinokij-topol-nuzhdaetsya-v-pomoshchi (дата обращения: 01.09.2017).

11. Горяева Б. Б. Мифологическое трехмирие в калмыцком героическом эпосе «Джангар» и сказках // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: проблемы сохранения и исследования: мат-лы III междунар. науч. конф-и, посвящ. 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15-16 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 88-91.

12. Дорджиева Г. Ш. Багша Пурдаш - Очир Джунгруев // Проблемы отечественной и всеобщей истории: сб. науч. тр. Элиста: Изд-во КГУ, 2007. С. 43-47.

13. Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 194 с.

14. Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. 2-е изд., реприн. М.: Наука, 1994. 320 с.

15. Манджиева Б. Б. К вопросу изучения образа героя калмыцкой богатырской сказки // Литературное обозрение: история и современность. 2015. № 5 (5). С. 6-63.

16. Манджиева Б. Б. Номинация героя в калмыцких богатырских сказках // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 108-112.

17. Мифы народов мира . Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1. А-К. 671 с.

18. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. К-Я. 719 с.

19. Неклюдов С. Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 170-174.

20. Николаева Д. А. Образ дерева в мифологических воззрениях и обрядово-ритуальной практике бурят (конец XIX - начало XX вв.) // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2017. № 1 (12). С. 14-19.

21. Одинокий тополь - памятник живой природы [электронный ресурс] // URL: https://vkalmykii.com/odinokij-topol-pamyatnik-zhivoj-prirody (дата обращения: 15.09.2017).

22. Пюрбеев Г. Ц . (=Пүрбән Григорий). Эпос «Джангар»: культура и язык (=Җаңһр дуулвр: сойл болн келн). 2-е изд., перераб. Элиста: Джангар, 2015. 280 с.

23. Санчиров В. П. О топониме «Орын ганц модн» в ойратском сочинении XVIII века «История Хо-Урлюка» // Монголоведение. № 5. Элиста: КИГИ РАН, 2011. С. 57-64.

24. Священный 2017 - Священный «Одинокий тополь» пострадал от удара молнии, но выстоял [электронный ресурс] // URL: http://uralan.info/index.php/culture/item/6370-svyashchennyj-odinokij-topol-postradal-ot-udara-molnii-no-vystoyal (дата обращения:01.09.2017).

25. Селеева Ц. Б. Специфическое и универсальное в образе героя калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 2. С. 151-155.

26. Содномпилова М. М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 366 с.

27. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. 225 с.

28. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. 243 с.

29. Убушиева Д.В. Верхний мир мифологического трехмирия (на материале багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар») // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. Материалы международной научной конференции. Элиста: КИГИ РАН, 2009. С. 624-628.

30. Хождение в Тибет калмыцкого бакши Пурдаш Джунгруева. У святынь Тибета // Проблемы монгольской филологии. Элиста, 1988. С. 139-140. URL: http://uralan.info/index.php/culture/item/6370-svyashchennyj-odinokij-topol-postradal-ot-udara-molnii-no-vystoyal (дата обращения: 04.12.2017).

31. Шараева Т. И. К проблеме изучения маркеров рода: символика и функции «өлгц» // Монголоведение. № 2. Элиста: КИГИ РАН, 2003. С. 265-271.


Для цитирования:


Хейчиева А.Б. Сакральные места (объекты) в культуре калмыков: Одинокий тополь. Монголоведение. 2017;11:91-101. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2017-11-91-101

For citation:


Heichieva A.B. Sacred Places (Objects) in Kalmyk Culture: the Single Poplar. Mongolian Studies. 2017;11:91-101. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2017-11-91-101

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)