Экспедиционные материалы Ц.-Д. Номинханова (1924–1925 гг.): сравнительно-сопоставительный анализ свадебной обрядности дербетов Западной Монголии и калмыков-дербетов России
https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-4-732-746
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются свадебные традиции дербетов Западной Монголии и калмыков-дербетов России. Выбор обусловлен тем, что до XVII в. они принадлежали к единой ойратской этнической общности, позднее — были расселены на территориях разных государств с различным этническим окружением и образом жизни. Материалы и методы. Материалами исследования послужили полевые материалы Ц.-Д. Номинханова о свадебной обрядности дербетов Западной Монголии, собранные им в 1924–1925 гг. В качестве сравнительно-сопоставительного материала были использованы описания традиционной свадебной обрядности дербетов Большедербетовского улуса Ставропольской губернии, составленные И. В. Бентковским в 1869 г., и дербетов Малодербетовского улуса Астраханской губернии, составленные И. А. Житецким в 1893 г. Проанализированы также публикации исследователей о свадебной обрядности дербетов Западной Монголии — Ц. Аюуша, Ц. Баасандоржа и А. Очира, К. В. Вяткиной, В. П. Дарбаковой.В статье применяются описательный и сравнительно-сопоставительный методы. Выводы. Рассмотренные материалы позволяют утверждать о сходстве структуры свадебного комплекса дербетов Западной Монголии и калмыков-дербетов России. Несмотря на длительное раздельное от родственных ойратских народов проживание с XVII в., калмыки сохранили исходный комплекс свадебной обрядности до XIX в. Отсутствие упоминаний или описаний того или иного обряда не дает оснований утверждать об их нехарактерности, так как в источниках сведения о свадебной обрядности калмыков-дербетов фрагментарны и разрознены. Анализ материалов Ц.-Д. Номинханова позволяет предположить, что им были выделены наиболее значимые свадебные обряды и ритуалы. В целом в свадебной обрядности дербетов прослеживаются следующие сходные черты: иносказательность, выраженная через символизм определенных ритуальных действий, использование белых платков и хадаков для оформления налаживания родственных отношений, значимость молочных продуктов и их производных как продуктов с сакральным значением, сохранение культов предков и огня, отражение матрилокальности брака в прошлом через обряды введения жениха.
Ключевые слова
Об авторе
Татьяна Исаевна ШараеваРоссия
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. На КалмНЦ РАН — Научный архив Калмыцкого научного центра РАН.
2. Аюуш 2012 — Аюуш Ц. Дөрвөөд // Монгол улсын угсаатны зуй (Ойрадын угсаатны зуй) (XIX–XX зууны зааг үе). II боть. Хоёрлах хэвлэл. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 27–106.
3. Баасандорж, Очир 2005 — Баасандорж Ц., Очир А. Ойрадын хуримын ёс (XIX зууны зүүлч, XX зууны эх). Улаанбаатар: Соёмбо, 2005. 278 х.
4. Бакаева 2008 — Бакаева Э. П. Легенда об Уурхан санг бурхане: к проблеме этнической специфики калмыцкого буддизма // Буддийская традиция в Калмыкии в XX веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюд-гавджи). 1887–1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 13–22.
5. БАМРС 2002 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4-х тт. Т. 4. Х–Я / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2002. 501 с.
6. Баянова 2008 — Баянова А. Т. Фонд Церен-Дорджи Номинханова в научной библиотеке КИГИ РАН // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 2. С. 90–91.
7. Бентковский 1869 — Бентковский И. В. Женщина-калмычка Большедербетовского улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношениях // Сборник стаистических сведений о Ставропольской губернии. Вып. 2. Ставрополь: Ставроп. губерн. стат. комитет, 1869. С. 141–167.
8. Вяткина 1960 — Вяткина К. В. Монголы МНР // Восточно-Азиатский этнографический сборник. Труды Института этнографии АН СССР. Т. LX. М.; Л.: АН СССР, 1960. С. 159–257.
9. Дарбакова 1976 — Дарбакова В. П. Некоторые традиции в сфере семейной обрядности дербетов МНР // Этнографический сборник. Вып. 1. Элиста: КНИИИФЭ, 1976. С. 153–162.
10. Житецкий 1893 — Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884–1886 гг. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.
11. Жуковская 2002 — Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Вост. лит., 2002. 247 с.
12. Корсункиев 1980 — Корсункиев Ц . К. Сюжет о метком стрелке // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука, 1980. С. 277–285.
13. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Рус. яз., 1977. 768 с.
14. Номинханов 1926 —Номинханов Ц.-Д. О дербетах Западной Монголии // Хозяйство Монголии. Вып. 3. Улан-Батор, 1926.
15. Номинханов 1975 — Номинханов Ц.-Д. Материалы к изучению калмыцкого языка. М: Наука, ГРВЛ, 1975. 327 с.
16. Номинханов 1976 — Номинханов Ц.-Д. Очерк истории калмыцкой письменности. М.: Наука, ГРВЛ, 1976. 138 с.
17. Номинханов 2008 — Номинханов Ц.-Д. Баруун монголын дөрвөдийин зан үйлийн аман зохиолоос (= Обычаи дербетов Западной Монголии по устным данным). I–III дэвтэр (= I–III тетради). I боть. Улаанбаатар: ШУА, Хэл зохиолын хүрээлэн (= Институт языка и литературы АН Монголии), 2008. 216 с.
18. Номинханов 2009а — Номинханов Ц.-Д. Бурхан ханы хөвүүн балчир бум-эрдэнэ (Бум-Эрдэнэ, малолетний сын Бурхан хана). IV–V дэвтэр (= IV–V тетради). II боть. Улаанбаатар: ШУА, Хэл зохиолын хүрээлэн (= Институт языка и литературы АН Монголии), 2009а. 163 с.
19. Номинханов 2009б — Номинханов Ц.-Д. Ойрад аман зохиолын сан хөмрөгөөс (Из устного наследия ойратов). VI–VIII дэвтэр (=VI–VIII тетриди). III боть. Улаанбаатар: ШУА, Хэл зохиолын хүрээлэн (= Институт языка и литературы АН Монголии), 2009. 220 с.
20. Номинхановын 2016а — Ц.-Д. Номинхановын 1924–1925 онд Баруун Монголд хийсэн судалгаа (= Исследования, проведенные Ц.-Д. Номинхановым в 1924–1925 гг. в Западной Монголии). I боть. LXI. Эрхлэн хэвлүүлсэн: На. Сүхбаатар, Гар бичмэлээс цахим бичвэрт бичиж, хөрвүүлэг, орчуулга хийсэн На. Сүхбаатар, Т. Ганцогт (= сост. На. Сухэбаатар, переложение с рукописного текста и перевод На. Сухэбаатара и Т. Ганцогта). Улаанбаатар: Соёмбо принтингXXК, 2016. 170 х.
21. Номинхановын 2016б — Ц.-Д. Номинхановын 1924–1925 онд Баруун Монголд хийсэн судалгаа (Исследования, проведенные Ц.-Д. Номинхановым в 1924–1925 гг. в Западной Монголии). II боть. Эрхлэн хэвлүүлсэн: На. Сүхбаатар, Гар бичмэлээс цахим бичвэрт бичиж, хөрвүүлэг, орчуулга хийсэн На. Сүхбаатар, Т. Ганцогт (= сост. На. Сухэбаатар, переложение с рукописного текста и перевод На. Сухэбаатара и Т. Ганцогта). Bibliotheca oiratica LXII. Улаанбаатар: Соёмбо Принтинг ХХК, 2016. 210 х.
22. Носов 2019 — Носов Д. А. Значение учебных командировок студентов ЛИЖВЯ для исследований фольклора монголов в 1920-е годы // Тюрко-монгольский мир: история и культура (Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения С. Г. Кляшторного). М.: Вост. лит., 2019. С. 128–137.
23. Содномпилова 2001 — Содномпилова М. М. Функции опорных столбов юрты в свадебных обрядах бурят и монголов // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 5. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2001. С. 52–58.
24. Тодаева 2001 — Тодаева Б. Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (по версиям песен «Джангара» и полевым записям автора). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001. 493 с. (на ойр. и рус. яз.)
25. Эрдэнэболд 2012 — Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало XX в.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2012. 196 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шараева Т.И. Экспедиционные материалы Ц.-Д. Номинханова (1924–1925 гг.): сравнительно-сопоставительный анализ свадебной обрядности дербетов Западной Монголии и калмыков-дербетов России. Монголоведение. 2022;14(4):732-746. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-4-732-746
For citation:
Sharaeva T.I. Expedition Materials of Ts.-D. Nominkhanov, 1924–1925: A Comparative Analysis of Wedding Rites Practiced by Dorbets of Western Mongolia and Those of Russia (Kalmykia). Mongolian Studies. 2022;14(4):732-746. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-4-732-746
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.