Белый цвет в традиционном мировоззрении тувинцев и бурят: семантика и ассоциативный тезаурус
https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-3-634-648
Аннотация
Введение. В статье на основе анализа результатов ассоциативных экспериментов, проведенных с носителями тувинского и бурятского языков, анализируется цветообозначение «белый». Целью статьи является концептуально-семантический анализ полученных ассоциативных полей в сопоставлении с традиционными культурными представлениями тувинцев и бурят. В работе использованы материалы ассоциативных экспериментов, полученных от носителей тувинского и бурятского языков в разные годы. В результате исследования выявлено, что в ассоциативных значениях цветообозначений ак и сагаан закреплены прежде всего общие для номадной культуры смыслы, связанные с молоком, белой обрядовой пищей, религиозными представлениями белого как чистого и сакрального цвета. В ассоциативном тезаурусе тувинцев и бурят белый цвет передает преимущественно светлую семантику и положительные эмоции, соотносится с широким кругом предметов и явлений окружающей действительности. Как и в лексикографических источниках, отсутствует семантика, связанная с негативными эмоциями. При этом, хотя такие понятия, как смерть, уход из жизни, не ассоциируются с белым цветом, не отражаются в языковой картине мира, но в обрядах и ритуалах тувинцев и бурят повсеместно присутствует связь этих понятий с цветообозначением «белый». Материал эксперимента показывает и специфичные для тувинской и бурятской лингвокультур смыслы, обусловленные этнокультурной традицией и структурой языка. Подобные расхождения в бурятской части встречаются с реакциями, обусловленными религиозным контекстом — Сагаалган, Сагаан үбгэн. В тувинской части это реакции-топонимы Ак-Туруг, Ак-Хем или реакция кара, имеющая широкое функциональное значение в тувинском языке. Анализ также показывает, что многие ассоциативные реакции совпадают с основными значениями соответствующих лексем (реакции-суперординаты өң и үнгэ(н)). Выводы. Проведенный анализ подтверждает, что сходство культурно-исторического типа играет немаловажную роль и многие национально-культурные стереотипы носителей родственных языко имеют больше сходств, чем отличий.
Ключевые слова
Об авторах
Галина Александровна ДырхееваРоссия
доктор филологических наук, главный научный сотрудник
Чечек Сергеевна Цыбенова
Россия
кандидат филологических наук, научный сотрудник
Список литературы
1. БРС, II 2010— Шагдаров Л. Д., Черемисов К. М. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь. В 2-х тт. Т. II.О–Я. Улан-Удэ: Респ. типография, 2010. 708 с.
2. ПМЦЧ— Полевые материалы Чечек Цыбеновой.
3. ТСТЯ, I 2003 — Толковый словарь тувинского языка / под ред. Д. А. Монгуша. Т. I: А–Й. Новосибирск: Наука, 2003. 599 с.
4. Баинова 2005 —Баинова А. А. Семантика цвета в традиционной культуре народов Забайкалья: лингвокультурологический аспект: автореф. дисс. … канд. культурологии. Улан-Удэ, 2005. 24 с.
5. Байсклан 1986 — Байсклан С. М. Изобразительные средства тувинских героических сказаний // Исследования по тувинской филологии. Кызыл: Тип. Госкомиздата Тувинской АССР, 1986. С. 118–127.
6. Бакеева 2012 —Бакеева Д. А. Символика цвета в разнообразных культурах мира: мифологический этап // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (20). С. 30–33.
7. Бухаева 2010 — Бухаева Р. В. Цветосимволы как стереотипы речевого поведения (мышления) бурят (по материалам направленного ассоциативного эксперимента) // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Филология». 2010. Вып. 10. С. 43–47.
8. Дамбуев 2020 — Дамбуев И. А. Цветообозначение сагаан ‘белый’ в бурятской топонимии // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020. Вып. 2 (28). С. 106––117.
9. Динисламова 2017 — Динисламова О. Ю. К вопросу об основных цветообозначениях современного мансийского языка: антропологический и лингвокультурологический подходы // Вестник угроведения. 2017. № 1 (28). С. 35–45.
10. Донгак 2004 — Донгак С. Ч. Цвет и его символика в тувинской кочевой культуре // Ученые записки. Вып. XX. Кызыл: Тип. Госкомитета РТ по печати и информации, 2004. С. 213–227.
11. Дырхеева 2020 — Дырхеева Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: особенности трансформации языкового сознания (по результатам ассоциативного эксперимента) / отв. ред. Б. Д. Цыренов. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2020. 236 с.
12. Залевская 1990 — Залевская А. А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. 205 с.
13. Кисель, Шыырап 2009 — Кисель В. А., Шыырап О. К. Современный погребальный обряд тувинцев Монгун-Тайги (материалы этнографической экспедиции) // Вестник Тувинского государственного университета. 2009. № 1. С. 107–117.
14. Кисель 2010 —Кисель В. А. Современный похоронно-поминальный ритуал тувинцев // Новые исследования Тувы. 2010. № 4. С. 255–279.
15. Кононов 1978 — Кононов А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник 1975 / отв. ред. А. Н. Кононов. М.: Наука, ГРВЛ, 1978. С. 159–179.
16. Митрошкина 2008 — Митрошкина А. Г. Словарь бурятских личных имен. Опыт лингво-социально-локально-хронологического словаря / отв. ред. В.И. Семенова. Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2008. 384 с.
17. Мудрость народа 1976 – Мудрость народа. Тувинские пословицы и поговорки. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1976. 79 с.
18. Ондар 2007 — Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы. 2-е изд. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2007. 550 с.
19. Сувандии 2019 — Сувандии Н. Д. Топонимы-цветообозначения в тувинском языке // Новые исследования Тувы. 2019. № 4. DOI: 10.25178/nit.2019.4.16
20. Тернер 1972 — Тернер В. У. Проблема цветовой квалификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов / сост. и ред. Ю. М. Лотман и В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. С. 50–81.
21. Yреэл тогтохо болтогой 2019 – Yреэл тогтохо болтогой / С. Бабуев суглуулан согсолбо. Улаан-Yдэ: Буряадай номой хэблэл, 2019. 192 н. (Бурятские благопожелания / cост. С.Д. Бабуев. Улан-Удэ: Бурятcкое кн.изд-во, 2019. 192 с.)
22. Хинзеева 2011 — Хинзеева Д. П. Цветообозначения в бурятском языке: лингвокультурологический аспект: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2011. 28 с.
23. Цыбенова 2012 — Цыбенова Ч. С. Цветообозначения в контексте исследования языкового сознания (на примере тувинцев-билингвов) // Актуальные проблемы функционирования и развития языков в условиях контактирования: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию д-ра филол. наук, проф. О. Д. Бухаевой (г. Улан-Удэ, 22–29 ноября 2012 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. С. 86–89.
24. Цыбенова 2013 —Цыбенова Ч. С. Современная языковая ситуация в Республике Тыва: социопсихолингвистический аспект: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2013. 24 с.
25. Цыбенова 2020 — Цыбенова Ч. С. Отражение традиционных ценностей в языковом сознании тувинцев (по данным ассоциативного эксперимента) // Вопросы психолингвистики. 2020. № 1. С. 98–109. DOI: 10.30982/2077-5911-2020-43-1-98-109
Рецензия
Для цитирования:
Дырхеева Г.А., Цыбенова Ч.С. Белый цвет в традиционном мировоззрении тувинцев и бурят: семантика и ассоциативный тезаурус. Монголоведение. 2022;14(3):634-648. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-3-634-648
For citation:
Dyrkheeva G.A., Tsybenova Ch.S. White Color in Traditional Worldviews of Tuvans and Buryats: Semantics and Associative Thesaurus Approached. Mongolian Studies. 2022;14(3):634-648. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-3-634-648
![Creative Commons License](/resources/by-nc-nd.png)
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.