Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Сохранность и изменяемость поэтико-стилевых слагаемых в разновременных записях песни «Шара Гюргю» эпоса «Джангар»

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2021-3-553-566

Полный текст:

Аннотация

Введение. В системе художественно-изобразительных средств эпитет занимает одно из важных мест. Для создания героического образа сказитель применяет эпитеты, характеризующие статус героя, возраст и героические достоинства богатырей. Цель статьи — изучение художественно-определительных сочетаний — эпитетов — в разновременных записях песни «Шара Гюргю», выявление их сохранности и изменяемости во времени. Для достижения цели решены следующие задачи: выявлены эпитеты в трех разновременных текстах песни «Шара Гюргю» (1862 г., 1970 г., 1971 г.), проведен сравнительный анализ художественно-определительных сочетаний в текстах разных джангарчи. Для изучения поэтико-стилевой фактуры применялся сравнительный метод. Материалом исследования явились разновременные записи: 1) «Песнь о том, как прославленный Улан Шовшур хана мангасов Свирепого Шара Гюргю покорил» Малодербетовского цикла 1862 г.; 2) аудиозапись «Песни о поединке льва[-богатыря] Улан Хонгора Прекрасного со Свирепым Шара Гюргю» джангарчи Телтя Лиджиева 1970 г.; 3) аудиозапись «Песни о Шара Гюргю» джангарчи Михаила Манджиева 1971 г. Результаты. Изучение эпитетов в разновременных записях песни «Шара Гюргю» показало, что за более чем вековой период, прошедший со времени первой записи, эпический текст в своем художественном воплощении подвергся изменениям. Песня «Шара Гюргю» Малодербетовского цикла 1862 г. отличается обилием эпитетов, тогда как в записях поздней традиции эпоса наблюдается трансформация художественного уровня текста. Сказители Телтя Лиджиев и Михаил Манджиев в процессе исполнения придерживаются основной сюжетной структуры, не заостряя внимание на поэтических тропах. Наблюдения над разновременными текстами разных сказителей показывают, что джангарчи, обладая более широким эпическим знанием, исполняет песню в соответствии с критериями верности воспроизведения, следуя традиции той эпической школы, к какой он принадлежал. Сравнительный анализ разновременных записей песни «Шара Гюргю» позволил выявить художественно-определительные единицы на уровне текстового воплощения, которые аккумулируют в себе поэтико-стилевую основу эпического повествования и маркируют ключевые звенья эпического повествования калмыцкого героического эпоса «Джангар».

Об авторе

Байрта Барбаевна Манджиева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Джангар 2020 — Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл / вступ. ст. Б. Б. Манджиевой; сверка текстов песен с оригиналом на «ясном письме» Б. Б. Горяевой, Б. Б. Манджиевой, Ц. Б. Селеевой; пер. Т. А. Михалевой; примеч., коммент., словарь, указатели Б. Б. Манджиевой, Т. А. Михалевой; отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев, С. Ю. Неклюдов, В. В. Куканова. М.: АО «Первая Образцовая типография», Филиал «Чеховский Печатный Двор», 2020. 544 с.

2. Догшн Шар Гүргүһин 1862 — Догшн Шар Гүргүһин бөлг (= Песнь о Свирепом Шара-Гюргю) // Рукописный отдел библиотеки Восточного факультета СПбГУ. Calm. C. 4. Inventory No. 1834. Old call number XylQ 544. Golstunsky Collection (1862), No. 3. Л. 1–30. Рукопись на ойратском письме.

3. НА КалмНЦ РАН — Научный архив Калмыцкого научного центра РАН.

4. Алиева 1967 — Алиева А. И. Эпитет в адыгском героическом эпосе // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Серия филологическая. Т. 24. Нальчик, 1967. С. 17–18.

5. Алиева 1986 — Алиева А. И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. М.: Наука, 1986. 278 с.

6. Веселовский 1940 — Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. 364 с.

7. Гацак 1971 — Гацак В. М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. М.: Наука, 1971. С. 7–46.

8. Жирмунский 1974 — Жирмунский В. М. Тюрскский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 726 с.

9. Кичиков 1992 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука, Вост. лит., 1992. 320 с.

10. Кудияров 1984 — Кудияров А. В. Художественно-стилевые закономерности эпоса монголоязычных народов // Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. М.: Наука, 1984. С. 10–57.

11. Кудияров 2002 — Кудияров А. В. Художественно-стилевые традиции эпоса монголо­язычных и тюркоязычных народов Сибири. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 327 с.

12. Лихачев 1979 — Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 352 с.

13. Мелетинский 1968 — Мелетинский Е. М. Эдда и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968. 368 с.

14. Овалов 2008 — Овалов Э. Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. Элиста: АПП «Джангар», 2008. 304 с.

15. Палиевский 1979 — Палиевский П. В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979. 288 с.

16. Селеева 2021 — Селеева Ц. Б. Типизирующая роль эпитетов в стилистике синьцзян-ойратской версии «Джангара» // Новый филологический вестник. 2021. № 1(56). С. 337–349. DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00026

17. Тимофеев 1971 — Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. 464 с.

18. Томашевский 2001 — Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-пресс, 2001. 334 с.


Рецензия

Для цитирования:


Манджиева Б.Б. Сохранность и изменяемость поэтико-стилевых слагаемых в разновременных записях песни «Шара Гюргю» эпоса «Джангар». Монголоведение. 2021;13(3):553-566. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2021-3-553-566

For citation:


Mandzhieva B.B. The Song of Shara Gürgü: Constance and Variability of Poetic Stylistic Components in Asynchronous Texts. Mongolian Studies. 2021;13(3):553-566. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2500-1523-2021-3-553-566

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)