Preview

Монголоведение

Расширенный поиск

Фотообразы буддистов Бурятии

https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-4-824-833

Полный текст:

Аннотация

Цель. Статья посвящена проблеме визуальных образов в повседневной ритуальной практике ординарных буддистов Бурятии. Актуальность изучения раритетных фотографий с буддийским сюжетом в качестве исторического и культурологического источника не вызывает сомнений, поскольку данное исследование раскрывает неизвестные аспекты в формировании идентичности бурят и роли буддизма в этом процессе. Материалом для изучения послужили коллекция редких фотографий Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук и фоторяд ритуального комплекса «хоймор-гунгурба», собранные в ходе экспедиций 50–70-х гг. XX в. и в начале XXI в. Результаты. В ходе предварительных работ был разработан метаязык описания визуальных образов с целью выяснения механизма актуализации данного материала в буддизме в виде следующих пунктов: механизм отбора образов; культурный контекст; ритуальные и социальные цели; характер материалов; учет реакции верующих на визуальные образы. На основе сравнительного анализа двух баз данных автор устанавливает взаимосвязь между местной визуальной практикой буддистов и формированием бурятской идентичности с конца XIX в. до начала XXI в. После сравнительной реконструкции структуры визуальных образов в этой статье утверждается, что культура повседневной практики их почитания является важным аспектом в формировании местной идентичности. Наиболее интересным фактом, обнаруженным в ходе исследования, является то, что в настоящее время центральное место в фото визуальной практике буддистов бурят занимают дореволюционные образы бурятских лам. Анализ подтвердил тот факт, что кардинальное изменение механизма передачи буддийской традиции в Бурятии, социальные сдвиги, экономическая ситуация привели к трансформации вектора развития традиционной буддийской культуры бурят, приоритетом которого становятся на данный момент автокефальные формы, с сохранением своей этнической специфики.

Об авторе

Андрей Александрович Базаров
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (д. 6, ул. Сахьяновой, 670047 Улан-Удэ, Российская Федерация); Бурятский государственный университет (д. 24а, ул. Смолина, 670000 Улан-Удэ, Российская Федерация)
Россия

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор



Список литературы

1. Амоголонова 2012 — Амоголонова Д. Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова в контексте постсоветской десекуляризации общественного сознания // Tartaria Magna. 2012. № 1. С. 128–147.

2. Андреев 2006 — Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: СПбГУ; Нартанг, 2006. 464 c.

3. Бакаева 2019а — Бакаева Э. П. Буддизм калмыков и ойратов: обряды подношений предкам и духам хозяевам территорий (некоторые аспекты) // Труды института востоковедения РАН. Вып. 23. М.: ИВ РАН. 2019. С. 39–66.

4. Бакаева 2019б — Бакаева Э. П. Этническая идентичность калмыков и конфессиональные связи с Тибетом (к прочтению малоизвестных источников) // Oriental Studies. 2019. № 5. С. 891–925.

5. Богословский 2002 — Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. М.: ИВ РАН, 2002. 141 с.

6. Гурьева 2009 — Гурьева М. М. Повседневная фотография как объект научного исследования // Вестник Ленинградского гос. ун-та им А. С. Пушкина. Серия философия. № 3 (2). 2009. С. 153–161.

7. Дарибазарон 2018 — Дарибазарон Д. Э. «Нектар устных наставлений» Лобсанг Тенпе Гьяцо как источник буддийской философской мысли в Бурятии на рубеже XIX–XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2018. 239 с.

8. Жуковская 2008 — Жуковская Н. Л. Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Вост. лит., 2008. С. 9–37.

9. Кузьмин, Оюунчимэг 2009 — Кузьмин С. Л., Оюунчимэг Ж. Богдо-гэгэн VIII — великий хан Монголии // Азия и Африка сегодня. 2009. № 1. С. 59–64.

10. Лепехов 2012 — Лепехов С. Ю. Б. Д. Дандарон — буддолог, тибетолог, философ // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2012. № 3 (7). С. 259–266.

11. Магидов 2005 — Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005. 393 c.

12. Нацов 1995 — Нацов Г .Д. Материалы по истории и культуре бурят / введ., пер. и примеч. Г. Р. Галдановой. Ч. I. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 156 c.

13. Нацов 1998 — Нацов Г.Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / предисл., пер., примеч. и глоссарий Г. Р. Галдановой. Ч. II. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998. 187 c.

14. Цыремпилов 2013 — Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя: бурятская буддийская община в Росcии (ХVIII – нач. ХХ в.). Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2013. 338 c.

15. Anthropology and Photography 1992 — Anthropology and Photography, 1860–1920 / ed. by Elizabeth Edwards. N. Haven, London: Yale University Press. 1992. 288 p.


Для цитирования:


Базаров А.А. Фотообразы буддистов Бурятии. Монголоведение. 2020;12(4):824-833. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-4-824-833

For citation:


Bazarov A.A. Photo Images of Buryatia’s Buddhists. Mongolian Studies. 2020;12(4):824-833. https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-4-824-833

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2500-1523 (Print)
ISSN 2712-8059 (Online)